РБК: "Росатом" допустил меньший грузопоток Севморпути, чем прописан в плане без учета санкций
Госкорпорация "Росатом" составила два сценария развития Северного морского пути (СМП) до 2040 года, пишет РБК. Оба предполагают меньший грузопоток по сравнению с утвержденным правительством в 2022 году планом развития транспортной магистрали, который был составлен без учета санкций.
По данным издания, по базовому (негативному) сценарию, в 2031 году по СМП будет перевезено 117 млн т грузов (вместо 224,96 млн в плане 2022-го), в 2035-м — 150 млн т. Перспективный (позитивный) сценарий предполагает перевозку 150 млн т в 2031-м, в 2035-м — 192 млн т.
В "Росатоме" отказались от комментариев. Представитель
вице-премьера Виталия Савельева также не
стал комментировать изменение показателей, но напомнил, что в правительстве
сформирован национальный проект "Эффективная транспортная система", один из
федеральных проектов которого предусматривает развитие Большого Северного
морского пути. Нацпроект вынесут на обсуждение совета по стратегическому
развитию и национальным проектам при президенте России.
Директор консультационной компании "Гекон" Михаил Григорьев
уверен, что план развития СМП до 2035 года изначально был утвержден без учета
возможных проблем и на момент утверждения в августе 2022 года уже нуждался в
корректировке, потому что опирался на оценки и планы грузоотправителей,
подготовленные до начала СВО и введения западных санкций.
"В результате в нем поставлены ложные цели. Целеполагание
должно учитывать актуальные условия подготовки ресурсной базы, ее ввода в
освоение, подготовки товарной продукции, обеспеченность грузовым, портовым и
ледокольным флотом", — заявил аналитик.
Григорьев уверен, что корректировка развития СМП должна быть
увязана с коррекцией документов стратегического планирования: пространственного
развития, программ геологоразведочных работ, развития энергетики, транспортной
системы страны. По его словам, это нужно, потому что СМП — лишь часть
арктических акваторий, формирующих Северный морской транспортный коридор, который
включает арктические и дальневосточные моря и судоходные участки впадающих в
них рек.
Ранее глава госкорпорации "Росатом" Алексей
Лихачев заявлял, что санкции не остановили работу по развитию Северного
морского пути. Он отметил, что верит в то, что год от года международная
востребованность СМП будет только нарастать, а в условиях санкций и давления на
Россию Севморпуть нужен как никогда.