Западные санкции способствовали интенсивному использованию и развитию Северного морского пути
Введение западных санкций против России и переориентация экспорта на Восток приводят к интенсификации использования Северного морского пути (СМП), сказал генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин, пишет "Российская газета".
По его словам, это связано с блокировкой западных рынков сбыта и необходимостью поиска альтернативных путей доставки товаров, особенно энергоресурсов, в Азию. Важно и то, что ни у одной из недружественных по отношению к России стран нет ни технологий, ни каких-либо возможностей для установления контроля над перевозками по СМП, отмечает Данькин.
Эксперт считает, что в свете событий последних лет роль
Севморпути для экспорта продукции нефтегазовых месторождений в Арктике может
возрасти — при появлении там новых предприятий и месторождений, в том числе
совместных с иностранными партнерами.
Но есть и риски, считает президент Национального
исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
"Увеличение грузооборота по СМП в последние годы обеспечивалось за счет
развития газовых месторождений. С учетом геополитических изменений объемы
экспорта с этих месторождений в текущем году будут ниже предыдущего", —
отметил он.
В 2024 году по Северному морскому пути перевезли 37,9 млн т
грузов — на 1,6 млн больше, чем в 2023-м. В плане развития СМП на период до
2035 года обозначен целевой показатель: 150 млн т в 2030-м. Основной приток
грузов ожидается за счет освоения нефтяных месторождений и увеличения
производства СПГ.
Данькин говорит, что рост грузопотока по северному маршруту
требует увеличения флота и развития портов, "необходимы дополнительные
инвестиции в модернизацию портовых сооружений, строительство новых судов
ледового класса (не менее 100) и развитие спутниковой навигационной
системы". "Также среди первоочередных задач для полноценного развития
Севморпути — улучшение логистических цепочек и обеспечение стабильных поставок
грузов, интеграция СМП в глобальные транспортные сети, разработка и доведение
до грузоотправителей стандартизированных тарифов на перевозки по Севморпути",
— подытожил эксперт.
Другой стратегический маршрут, который развивает Россия, — международный транспортный коридор "Север-Юг", соединяющий российские порты на Балтике с терминалами на побережье Персидского залива и Индийского океана, протяженностью 7,2 тыс. км.