ОБЗОР: Ускоренный иранский сценарий для России
21 февраля Президент РФ Владимир Путин подписал указы о признании Донецкой Народной Республики и Луганской народной республики, а 24 февраля объявил о проведении специальной военной операции в связи с ситуацией в Донбассе. Ее начало привело к значительному росту вводимых санкционных мер. Ограничения в отношении России вводят, помимо прочих, США, ЕС, Великобритания, Япония, Швейцария, Австралия и Канада. По мнению экспертов, опрошенных X-Compliance, Россия ускоренными темпами идет по пути Ирана, в отношении которого годами вводились существенные ограничения.
СОРЕВНОВАНИЯ В ЖЕСТКОСТИ
В день начала спецоперации сразу несколько высокопоставленных европейских и американских чиновников высказались за ужесточение санкций. Одним из первых был премьер–министр Польши Матеуш Моравецкий, который заявил о "необходимости немедленно реагировать на агрессию России в отношении Украины". "Европа и свободный мир должны остановить Путина", — отмечал он.
Одновременно с этим главы МИД стран Балтии предложили "максимально резко осудить это всем международным сообществом, ввести в отношении России максимально жесткие санкции, в том числе исключить Россию из системы SWIFT, политически изолировать Россию".
При этом по словам главы МИД ФРГ Анналены Бербок, в ЕС, НАТО и G7 готовились к возможному конфликту в Украине. В рамках этих объединений они были готовы координироваться не только друг с другом, но и с украинцами.
Пообещали ввести "строжайшие из возможных санкций" и в Великобритании. Премьер–министр Великобритании Борис Джонсон во время разговора с канцлером Германии Олафом Шольцем также заявил, что западный мир должен стремиться изолировать российское руководство "политически и экономически".
В свою очередь премьер–министр Бельгии Александр Де Кроо отметил, что действия ЕС будут "направлены на ослабление военно–промышленного комплекса России". Приоритетной целью для антироссийских санкций он назвал российские банки и государственные предприятия, которые необходимо изолировать от международных денежных рынков.
"Помимо банков и предприятий, в санкционный список следует добавить представителей политической и экономической элит", — заявил тогда премьер–министр. По его мнению, санкции также должны быть сосредоточены "на технологиях, в которых Россия нуждается для функционирования ее экономики и обеспечения военной деятельности".
ШИРОКИЙ АРСЕНАЛ МЕР
В санкционные списки начали попадать высокопоставленные российские политики и крупные бизнесмены. Еще в конце февраля сразу несколько государств ввели санкции против президента РФ Владимира Путина и главы МИД РФ Сергея Лаврова. "Мы выступили одним фронтом с нашими международными союзниками и партнерами, чтобы гарантировать, что Россия заплатит серьезную экономическую и дипломатическую цену за дальнейшее вторжение в Украину", — отмечала тогда глава Минфина США Джаннет Йеллен.
Она добавила, что США и их партнеры "будут продолжать вводить ограничительные меры против "российских элит".
В это же время ЕС и США договорились исключить из SWIFT российские банки, попавшие под санкции. "Все российские банки, которые уже попали под санкции международного сообщества, а при необходимости и другие российские банки будут исключены из международной платежной системы SWIFT. Таким образом, эти институты должны быть отрезаны от международных финансовых потоков, что ограничит их глобальную деятельность", — заявил в конце февраля представитель германского правительства Штеффен Хебештрайт.
Позже от SWIFT были отключены сразу несколько российских кредитных организаций, включая ВТБ, ВЭБ.РФ, Совкомбанк, Новикомбанк, "Открытие" и банк "Россия". Глава ЕК Урсула фон дер Ляйен в начале мая также заявила, что в рамках очередного пакета санкций ЕС от международной платежной системы будет отключена крупнейшая финансовая организация в РФ — Сбербанк, а также два других крупных банка.
Помимо этого, ЕС принял решение о замораживании активов Центрального банка РФ. "Запрещаются операции, связанные с управлением резервами, а также активами Центрального банка России, в том числе операции с любым юридическим лицом, организацией или органом, действующим от имени или по поручению Центрального банка России", — отмечали в ЕС.
Кандидат юридических наук и специалист по комплаенсу Денис Примаков считает уместным сравнение Ирана и России в плоскости вводимых ограничений. "Есть определенные сходства — да, но то, как это оформляется, то, с какой интенсивностью (вводятся санкции — ред.), конечно, отличается от того, что было в Иране… То, что там в течение 10 лет в отношении Ирана проводилось, здесь это гораздо быстрее проводилось", — заявил он X-Compliance, добавив, что в случае с Россией можно говорить о более "глубоких" санкциях.
По его словам, сценарий введения ограничений в отношении обеих стран примерно одинаковый, но с некоторыми условностями. "Сценарий (введения санкций — ред.) примерно похожий, но здесь есть определенные отличия. Вот, например, от SWIFT отключали только Национальный банк Ирана, но не другие банки. Visa и Mastercard, конечно, тоже ушли оттуда, но это вот если (говорить — ред.) о сходствах", — пояснил Примаков.
С этим согласен и программный директор Российского совета по международным делам (РСМД) Иван Тимофеев. "Сходства, конечно, есть по нескольким параметрам. Во–первых, Иран крупный поставщик нефти и газа на мировые рынки… Для него, прежде всего, нефтяные доходы по своей значимости сопоставимы с той значимостью, которую они имеют для России. Конечно, это разные экономики с разной структурой, но тем не менее. Это первое. Второе сходство в том, что в отношении Ирана и теперь в отношении России действует очень широкий набор ограничительных мер, уже очень плотная нормативно–правовая база", — отметил он.
"В американской исследовательской практике появился даже термин "паутина законов" в отношении Ирана. "Паутина" почему? Потому что их количество уже настолько большим стало, что администрации (США — ред.) уже довольно сложно маневрировать в отмене или смягчении этих ограничительных мер. Похожая ситуация сейчас формируется в отношении России. Развернуть эту махину санционную, даже если произойдут какие–то изменения политические, будет очень–очень сложно", — добавил Тимофеев.
По его словам, сходство Ирана и России заключается и в большом количестве физических и юридических лиц заблокированных. "Причем в российском случае, по данным того же X-Compliance, уже больше, чем в Иране, — отмечает он. — Сходство в том, что действуют широкие нормы экспортного контроля в отношении Ирана. Сейчас такая же широта, где–то даже превосходящая иранский случай, действует и в отношении России".
Однако, по его словам, есть и существенные различия. "Первое различие — это причины вводимых мер. В отношении Ирана — это ракетно–ядерная программа. Да, там есть вопрос прав человека, там есть вопрос демократии… В случае России речь идет о вооруженном конфликте. Разница в том, что договариваться о ядерной программе в чем–то проще, чем по вооруженному конфликту. Просто в силу того, что число параметров, которые подлежат обсуждению, меньше, чем число параметров, связанных с вооруженным конфликтом", — отметил Тимофеев.
Ключевой задачей вводимых импортных и экспортных ограничений стало снижение военного потенциала России. В частности, Канада ввела "запрет на экспорт определенных товаров и технологий в Россию, чтобы подорвать и ослабить возможности российских военных".
Вместе с тем Австралия ввела эмбарго на поставки в Россию глинозема и бокситов, чтобы ограничить возможности российских производителей алюминия, который является одной из важных составных частей российского экспорта.
В США приняли решение ввести меры экспортного контроля в отношении оборудования, поставляемого в РФ для добычи нефти и газа. Там отметили, что переработка нефти является ключевым источником поступлений средств для развития вооруженных сил России. Аналогичные меры ввели и власти Швейцарии, запретив поставки в Россию товаров двойного значения, для сферы обороны и безопасности, а также на экспорт в РФ товаров для нефтяной, авиационной и космической отрасли.
При этом до последнего времени у ЕС существовала возможность продавать оружие России по контрактам, заключенным до эмбарго, которое начало действовать после присоединения Крыма к России. ЕС ввел его в июле 2014 года. Это исключение подвергалось критике рядом стран ЕС с начала российской операции на Украине. В рамках пятого санкционного пакета против РФ ЕС отменил это исключение.
Наконец, некоторые юрисдикции запретили экспорт в Россию предметов роскоши. В частности, Япония ввела эмбарго на экспорт автомобилей класса "люкс", ювелирных изделий и произведений искусства. Аналогичный запрет действует и в ЕС.
ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
США намерены и далее вводить новые санкционные ограничения в отношении РФ, отметил глава Госдепартамента США Энтони Блинкен. По его словам, Штаты продолжат "санкционное давление в отношении России так долго, сколько потребуется".
Введение эмбарго на поставки углеводородов – уже фактически принятое решение, но не все страны могут к нему присоединиться, считает Денис Примаков. "(Власти ЕС — ред.) могут ввести определенные исключения для стран, например, для Венгрии. Болгария кстати сумела переустроиться, потому что она теперь будет закупать (энергоносители — ред.) в США", — отметил он.
В случае с Венгрией вопрос лежит скорее в политической плоскости, считает Примаков. "(Премьер–министр Венгрии) Виктор Орбан друг (президента РФ — ред.) Владимира Путина. Именно поэтому он торпедирует… шестой пакет санкций (ЕС —ред.)", — заявил он.
"Введение эмбарго (на поставку углеводородов — ред.) представляется реальным. Другое дело что, по понятным причинам, ряд стран добиваются для себя каких–то исключений, поблажек или компенсаций, потому что подобные меры приведут к высокому экономическому ущербу, особенно для Венгрии, для Словакии, которые зависят от российской нефти в высокой степени… Но сам курс на эмбарго неизменен, он будет продвигаться активно Брюсселем", — соглашается Иван Тимофеев.
По его мнению, запрет на поставки нефти появится в шестом пакете санкций ЕС, но с определенными оговорками и исключениями.
"Те меры, которые уже принимаются, они уже фатальны, но скорее здесь что европейцы, что американцы за enforcement взялись: они отслеживают обход санкций, они отслеживают то, как применяются (ограничения — ред.) … Ну и посмотрим, какая практика (соблюдения санкций — ред.) будет. Конечно, еще в арсенале, может быть, есть какие–то ресурсы, которые могут оставаться для введения (новых ограничений — ред.), но они пока не будут это делать. Я думаю, пока ограничится шестым пакетом (санкций — ред.) Евросоюз… Здесь нужно будет время для того, чтобы его применить", — заявил Денис Примаков.
Программный директор РСМД Иван Тимофеев, однако, считает, что у США и ЕС остались инструменты в проводимой санкционной политики в отношении России. "Могут расширяться списки заблокированных лиц. Сейчас это в основном финансовый сектор, но могут и энергетические компании (подвергнуться ограничениям — ред.) и другие российские компании, важные для экономики. Может расширяться список лиц чиновников, бизнесменов. Могут расширяться списки экспортного контроля, могут убираться какие–то исключения, которые сейчас действуют… Широта применения (санкций — ред.) и их количество могут нарастать, а количество будет в качество превращаться", — отмечает он.
По словам Дениса Примакова, если в ближайшее время геополитическая ситуация изменится в лучшую сторону, ЕС постарается "отыграть все, что связано с запретом на экспорт углеводородов". "Европейцы от этого тоже страдают от цены на газ возросшей и на нефтяные продукты… Вторым или третьим этапом уже банки пойдут. (Выдадут — ред.) разрешение на банковскую деятельность или общую лицензию могут предоставить банкам, но все равно, конечно, урон будет оставаться, потому что токсичность до сих пор есть", — заявил он. При этом он добавил, что если напряженность в отношениях продолжится, то вернуться России на рынок энергоносителей ЕС будет сложнее.
"В случае США и ЕС (санкции — ред.), конечно, можно отменить. Хотя в США это будет сделать сложнее, потому что часть санкций уже закреплена в законодательстве. Пресловутую Поправку Джексона — Вэника если вспомнить, то сколько копий было сломано, хотя и отношения (с Россией — ред.) уже были хорошие… Сейчас это все вернуть назад будет очень сложно. — отмечает программный директор РСМД Иван Тимофеев — В ЕС решения принимаются консенсусно, наверняка будут страны, которые будут против (отмены ограничений — ред.) выступать. То есть сложно это будет все отменять и отматывать назад, даже частично".
Таким образом, следует ожидать дальнейшего ужесточения санкций и усиления контроля за их соблюдением. Возврат к ситуации до начала специальной военной операции возможен только в случае разрядки геополитической обстановки. Процесс отмены санкционных ограничений может столкнуться с рядом бюрократических барьеров и политических позиций ряда стран, что неминуемо затянет его на длительное время.