Особенности работы с публичными должностными лицами
Фото: Shutterstock
В октябре 2003 года Генеральная Ассамблея ООН приняла конвенцию против коррупции (1). В ней государства—участники конвенции выразили обеспокоенность серьезностью порождаемых коррупцией проблем и угроз для стабильности и безопасности общества.
Эти проблемы, по их мнению, подрывают демократические институты и ценности, а также наносят ущерб устойчивому развитию и правопорядку.
Они также пришли к выводу о том, что коррупция уже не представляет собой локальную проблему, а превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает экономику и общество всех стран.
При этом коррупция может быть непосредственно связана с деятельностью публичных должностных лиц (ПДЛ), наделенных властными полномочиями. В связи с этим в конвенции было принято понятие ПДЛ. Это лицо, в частности, может:
- занимать какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе государства на постоянной или временной основе, за плату или без оплаты труда, независимо от уровня должности;
- выполнять какую-либо публичную функцию, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия, или предоставлять какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве государства и как это применяется в соответствующей области правового регулирования этой страны;
- считаться публичным лицом на основании внутреннего законодательства государства—участника конвенции.
Помимо этого, группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (FATF) в своих рекомендациях указывает на необходимость проверки деятельности иностранных ПДЛ для выявления отмывания доходов и финансирования терроризма.
В июне 2013 года группа выпустила руководство по взаимодействию с ПДЛ, в котором отметило их особый статус из-за значимых публичных функций, которыми они наделены. Тогда FATF отмечала, что ПДЛ могут использовать свое положение для отмывания денег, совершения преступлений коррупционной направленности, а также для финансирования терроризма.
В 12 рекомендации группа предписывает юрисдикциям вводить для финансовых учреждений ряд обязанностей:
- использовать системы управления рисками для определения того, является ли клиент или бенефициарный собственник публичным должностным лицом;
- получать разрешение старшего руководства на установление (или продолжение для существующих клиентов) таких деловых отношений;
- принимать разумные меры для установления источника благосостояния и источника денежных средств;
- проводить углубленный мониторинг деловых отношений.
Финансовые учреждения должны быть обязаны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент или бенефициарный собственник ПДЛ своей страны или лицом, которому вверены или были вверены важные функции международной организацией. В частности, Росфинмониторинг в своих рекомендациях о бенефициарах клиентов (2) рекомендует пользоваться в том числе открытыми источниками информации, включая информационный сервис X-Compliance.
В случаях более высокого риска деловых отношений с такими лицами финансовые учреждения должны быть обязаны применять меры, перечисленные в 12 рекомендации.
В России дополнительные требования об идентификации ПДЛ устанавливает закон о противодействии отмыванию преступных доходов (3). Статья 7.3 этого закона предписывает организациям (субъекты № 115-ФЗ, статья 5), проводящим операции с денежными средствами и другим имуществом:
- выявлять ПДЛ среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание;
- принимать на обслуживание иностранных ПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации;
- определять источники происхождения денежных средств или другого имущества иностранных ПДЛ;
- регулярно обновлять информацию о находящихся на обслуживании иностранных ПДЛ;
- уделять внимание операциям с денежными средствами или другим имуществом, проводимыми иностранными ПДЛ, их супругами, другими близкими родственниками или от имени этих лиц.
В декабре 2017 года Росфинмониторинг опубликовал методические рекомендации по выявлению ПДЛ (4). В них ведомство определило понятия всех трех категорий ПДЛ, а также привело примеры должностей, которые они могут занимать.
Так, иностранное публичное должностное лицо (ИПДЛ), по мнению Росфинмониторинга, это любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия.
К ним могут относиться:
- главы государств (включая правящие королевские династии) или правительств;
- министры, их заместители и помощники;
- высшие правительственные чиновники;
- руководители и заместители руководителей судебных органов власти "последней инстанции"(Верховный, Конституционный суд), на решение которых не подается апелляция;
- государственный прокурор и его заместители;
- члены парламента или другого законодательного органа.
Должностное лицо публичной международной организации (ПДЛМО) — это лицо, которому доверены или были доверены важные функции международной организацией (за исключением руководителей среднего звена или лиц, занимающих более низкие позиции в этой категории).
В таким ведомство, в частности, относит руководителей, замруководителя международных и наднациональных организаций:
- Организация Объединенных Наций (ООН);
- Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР);
- Экономический и Социальный Совет ООН;
- Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК);
- Международный олимпийский комитет (МОК);
- Всемирный банк (ВБ);
- Международный валютный фонд (МВФ);
- Европейская комиссия;
- Европейский центральный банк (ЕЦБ);
- Европарламент.
Также Росфинмониторинг относит к ПДЛМО руководителей и членов международных и наднациональных судебных организаций:
- Международный суд ООН;
- Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ);
- Суд Европейского союза.
К российским публичным должностным лицам (РПДЛ) ведомство относит лиц, занимающих ряд госдолжностей, входящих в совет директоров ЦБ, занимающих должности в госкорпорациях и других организациях.
При определении статуса РПДЛ организациям следует использовать указ президента РФ о государственных должностях (5).
В методических рекомендациях ведомство также рассказывает о том, каким образом следует выявлять ПДЛ. Выявление ПДЛ необходимо как при совершении разовых операций, так и при установлении деловых отношений, предполагающих осуществление более чем одной сделки.
Один из вариантов — анкетирование и устный опрос. Организация при идентификации или обновлении сведений может предоставить клиенту анкету. В ней присутствует специальное поле, в котором клиент ставит отметку о его принадлежности к ПДЛ. После заполнения анкеты клиенту можно задать уточняющие вопросы о его возможной принадлежности к категории ПДЛ или лицам, связанным с ПДЛ.
Росфинмониторинг также рекомендует использовать разные информационные ресурсы и коммерческие базы данных. Так, данные о совете директоров ЦБ можно посмотреть на официальном сайте регулятора. Помимо этого, организации могут использовать специальные ресурсы с базами данных.
Ведомство относит к ним, помимо прочих, и информационный сервис X-Compliance. В частности, Росфинмониторинг рекомендует пользоваться системой сервиса в методических рекомендациях по выявлению ПДЛ (4). В X-Compliance ПДЛ также делятся на международные, иностранные и российские. Пользователи ресурса могут проверить основные сведения о данных лицах: поле, дате рождения, полном имени, месте работы.
В методических рекомендациях Росфинмониторинга также раскрывается порядок принятия ПДЛ на обслуживание в организации и работы с ними.
Во-первых, организации обязаны разработать форму письменного документа, в котором будет фиксироваться решение руководителя организации или ее подразделения о принятии ПДЛ на обслуживание.
Во-вторых, организации обязаны сообщать Росфинмониторингу об операциях с участием ПДЛ, если субъектам № 115-ФЗ кажется, что они связаны с отмыванием преступных доходов. Организации направляют эту информацию в ведомство в порядке, установленном специальной инструкцией (6).
(1) "Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции" (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН)
(2) Информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов"
(3) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(4) Информационное письмо Росфинмониторинга от 12 декабря 2017 года № 53 "О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами"
(5) Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 15.05.2018) "О государственных должностях Российской Федерации"
(6) Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22.04.2016 № 110