Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма: ключевые аспекты. Публичный отчет по основным выводам Росфинмониторинга
В целях совершенствования риск-ориентированного подхода при осуществлении мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) в российской банковской системе и иных сферах финансового рынка РФ Банк России проинформировал об утверждении отчетов о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценке рисков финансирования терроризма. Соответствующее информационное письмо от 14.08.2018 о национальной оценке рисков ОД/ФТ опубликовано в «Вестнике Банка России» и размещению на официальном сайте ЦБ РФ. Банк России рекомендует кредитным организациям и некредитным финансовым организациям обеспечить изучение данных отчетов специалистами, задействованными в работе по ПОД/ФТ, и использовать результаты национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценки рисков финансирования терроризма в своей работе в целях определения, оценки, управления и снижения собственных рисков ОД/ФТ.
Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальная оценка рисков финансирования терроризма проведены Росфинмониторингом при участии органов государственной власти, Банка России и организаций частного сектора. Отчеты о национальной оценке рисков за 2017-2018гг. размещены на сайте Росфинмониторинга.
В соответствии с Рекомендациями ФАТФ, страны должны на постоянной основе проводить оценку рисков легализации (отмывания) денег и финансирования терроризма, с целю формирования адекватного понимания на национальном уровне рисков и угроз финансовой системе и экономике, а также негативных последствий, которые несут в себе эти деяния, и принятия адекватных мер реагирования.
Риск легализации (отмывания) преступных доходов
Национальная оценка рисков отмывания доходов (далее - НОР ОД) выделяет конкретные категории участников гражданского оборота, деятельность которых рассматривается как опасная с позиций противолегализационного контроля, дается перечень операций, наиболее часто используемых в этих целях, определяется степень риска ОД/ФТ/ФРОМУ по ним.
Предметно исследуются с позиций финансового мониторинга кредитно-финансовая сфера, сфера бюджетных отношений (включая налоговую систему), область коррупционных правонарушений, сфера незаконного оборота наркотиков. В каждой из сфер выявляются наиболее уязвимые места. Важно подчеркнуть, что здесь на официальном уровне ещё раз констатируется высочайший риск использования виртуальных денег для целей ОД/ФТ/ФРОМУ.
Исследуются группы повышенного риска, к которым относятся риск использования кредитных, микрофинансовых организаций, кредитных потребительских кооперативов, рынка драгоценных металлов и драгоценных камней, систем перевода денежных средств, рынка ценных бумаг, наличных денег и денежных инструментов, страхового сектора, операций с недвижимостью, почтовых услуг, услуг нотариусов, лизинговых организаций, операторов сотовой связи, ломбардов, операторов по приему платежей в схемах легализации преступных доходов. Произведен анализ и групп низкого риска.
Целями национальной оценки рисков отмывания преступных доходов являются:
- определение наиболее часто используемых методов отмывания преступных доходов;
- определение слабых мест национальной «антиотмывочной» системы;
- формирование единообразного понимания рисков среди всех участников «антиотмывочной» системы;
- выработка конкретных мер и эффективное распределение ресурсов для минимизации выявленных рисков.
Предметные области (зоны) риска определялись на основании анализа различных источников информации:
- национальные и наднациональные стратегические документы;
- статистические данные по основным предикатным преступлениям, сообщения о финансовых операциях (сделках), инициативные финансовые расследования, запросы правоохранительных органов и зарубежных подразделений финансовой разведки, результаты надзорных проверок и мониторинга;
- материалы завершенных уголовных дел по ОД;
- результаты секторальных оценок рисков в финансовых секторах и УНФПП;
- результаты анкетирования экспертов организаций частного сектора, правоохранительных и надзорных органов;
- анализ средств массовой информации и отчетов международных организаций.
Определение угроз отмывания преступных доходов проводилось на основании анализа следующих источников информации:
- стратегические/межведомственные документы в области экономической безопасности;
- криминогенная обстановка в Российской Федерации;
- материалы финансовых расследований и завершенных уголовных дел по ОД;
- поступающие в Росфинмониторинг сообщения о финансовых операциях (сделках) и запросы органов государственной власти;
- результаты анкетирования органов государственной власти и частного сектора;
- документы наднациональных форматов взаимодействия (СНГ, ШОС и др.);
- результаты оценки финансового сектора в сфере ПОД/ФТ экспертами МВФ.
По итогам проведенной работы можно выделить следующие основные угрозы:
1) Кредитно-финансовая сфера (мошенничество с кредитными средствами и средствами, находящимися на расчетных, текущих и депозитных счетах, преднамеренное или фиктивное банкротство финансовых организаций, незаконная банковская деятельность).
2) Бюджет (мошенничество, присвоение или растрата государственных денежных средств и активов (хищение), а также налоговые преступления, в частности, незаконное возмещение НДС и уклонение от уплаты налогов юридическими лицами).
3) Коррупция (преступления коррупционной направленности, совершаемые как государственными служащими, так и служащими коммерческих и иных организаций, в том числе государственных корпораций, предпринимателями).
4) Незаконный оборот наркотиков (масштабное производство опиатов на территории Афганистана и их последующий транснациональный трафик, в том числе через территорию РФ; подпольное производство синтетических наркотиков на территории РФ).
Выделены основные уязвимые места:
- сохранение достаточно высокой доли «теневой» экономики и высокая доля оборота наличных денежных средств в экономике;
- сокрытие денежных средств и активов, полученных в результате совершения преступлений в иностранных юрисдикциях;
- использование номинальных юридических лиц (фирм-однодневок) в целях ОД;
- вовлеченность отдельных представителей финансового сектора в оказание высокорисковых финансовых услуг;
- несовершенство отдельных норм действующего законодательства, в части противодействия незаконному выводу денежных средств за рубеж и обналичиванию;
- недостаточная информированность отдельных субъектов исполнения законодательства о ПОД/ФТ о рисках и угрозах ОД;
- отсутствие регулирования и государственного надзора за выпуском и обращением виртуальных валют;
- несовершенство законодательства регулирующего процедуры закупок для государственных нужд (конфликт интересов, аффилированность заказчиков с подрядчиками);
- длительное рассмотрение запросов о правовой помощи и сложности с получением такой помощи, а также информации в отношении конечных бенефициаров от компетентных органов отдельных стран.
Было сформировано окончательное представление о национальных рисках отмывания доходов и проведена их оценка, исходя из серьезности выявленных угроз и уязвимостей. Оценка рисков осуществлялась посредством выставления рейтинга на основании статистических данных, результатов анкетирования участников системы ПОД/ФТ, а также иной качественной и количественной информации. Выделены: группа высокого, повышенного, умеренного и низкого риска.
Группа высокого риска и принятые меры по минимизации рисков:
1. Риск использования номинальных юридических лиц-резидентов «фирм-однодневок» в схемах легализации преступных доходов.
Государством осуществляется комплекс мер по устранению номинальных юридических лиц: внедрены механизмы препятствования регистрации таких компаний и использованию для этого подставных физических лиц. Активно применяются меры превентивного характера в виде единого списка клиентов кредитных организаций, в отношении которых банки приняли решение:
- об отказе в проведении операции;
- об отказе в заключении договора банковского обслуживания;
- о расторжении договора банковского обслуживания в связи с подозрениями в ОД/ФТ.
Указанный реестр формируется Росфинмониторингом и передается в Банк России с целью последующего использования кредитными организациями при оценке уровня риска своих клиентов. ФНС России проводится работа по проверке достоверности ЕГРЮЛ в целях предотвращения регистрации и деятельности организаций, создаваемых для недобросовестной деятельности путем предоставления недостоверных сведений при регистрации. Осуществляется взаимодействие между ФНС России и кредитными организациями по принятию мер к расторжению договоров банковского обслуживания в случае подозрения на осуществление операций от имени «фирмы-однодневки». ФНС России разработана и используется автоматизированная система контроля за возмещением НДС, которая позволяет выявлять действия, направленные на минимизацию подлежащей уплате в бюджет государства разницы между входящим и исходящим НДС за счет подставных фирм и фиктивных счетов-фактур. Российская Федерация присоединилась к многостороннему Соглашению компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией, что позволило ФНС России, начиная с сентября 2018 года, получать сведения о финансовых счетах российских налогоплательщиков от компетентных органов 74 иностранных юрисдикций (включая оффшорные). Установлена обязанность юридических лиц располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и предоставлять ее по запросам уполномоченных органов, а также предусмотрена ответственность за нарушение данных требований. Повышена эффективность уголовно-процессуальных механизмов в сфере борьбы с экономической преступностью. Банком России осуществляется постоянное ориентирование поднадзорных организаций на типологические признаки и схемы ОД с участием фирм-однодневок.
2. Риск использования фиктивной внешнеэкономической деятельности в схемах легализации преступных доходов.
Проводится активная работа по реализации правоохранительными органами материалов Росфинмониторинга, полученных по международным каналам, с целью выявления и ареста выведенных за рубеж преступных активов. Предусмотрена обязанность уполномоченных банков отказывать в проведении валютных операций, если они противоречат требованиям валютного законодательства, либо при предоставлении клиентом документов, несоответствующих установленным требованиям. Установлен фиксированный размер штрафа для должностных лиц за незаконные валютные операции и за нарушение по репатриации денежных средств, а также предусмотрена дисквалификация за повторные правонарушения валютного законодательства. Установлена обязанность по репатриации резидентом на свои счета в уполномоченных банках, денежных средств, ранее перечисленных нерезидентам по договорам займов. Ратифицирована Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма. Разработан проект федерального закона «О возврате из иностранных юрисдикций активов, полученных в результате совершения коррупционных правонарушений». Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
3. Риск использования юридических лиц – нерезидентов, а также структур без образования юридического лица (трасты) в схемах легализации преступных доходов в иностранных юрисдикциях.
Установлена обязанность финансовых учреждений проводить идентификацию иностранных организаций без образования юридического лица (трасты, фонды, партнерства). Приняты меры по «деофшоризации» российской экономики. Реализуются активные меры поиска и возврата денежных средств, выведенных из страны с использованием компаний - нерезидентов, через гражданское судопроизводство (на примере работы ГК «АСВ»).
4. Риск использования наличных денежных средств в схемах легализации преступных доходов.
Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
5. Риск использования электронных средств платежа в схемах легализации преступных доходов.
В целях дальнейшего совершенствования мер по борьбе с кибермошенничеством и киберворовством, в апреле 2018 года был принят Федеральный закон от 23 апреля 2018г. N111-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации". Законом усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета, а равно электронных денежных средств (лишение свободы на срок до 6 лет). Так, внесены изменения в статью УК РФ, предусматривающую наказание за мошенничество с использованием платежных карт. Речь идет о мошенничестве с использованием электронных средств платежа. Введен новый квалифицирующий признак - "с банковского счета, а равно электронных денежных средств". Скорректированы санкции за мошенничество в сфере компьютерной информации. Вместо ареста на срок до 4 месяцев за мошенничество с использованием ЭСП, предусмотрено лишение свободы на срок до 3 лет. Снижены пороговые суммы крупного и особо крупного размеров в целях применения соответствующих статей УК РФ.
6. Риск использования виртуальных валют (типа «биткоин» и пр.) в схемах легализации преступных доходов.
В 2014 и в 2017 годах на официальном сайте Банка России в сети Интернет опубликованы пресс-релизы, уведомляющие физических и юридических лиц о рисках ОД/ФТ, связанных с осуществлением операций с виртуальными валютами. МВД России и Росфинмониторингом в рамках Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) проводится типологическое исследование по установлению трансграничных схем наркорасчетов и легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств, с использованием электронных платежных систем и криптовалют. В рамках исследования обобщаются данные правоохранительных органов и подразделений финансовых разведок стран - участников ЕАГ о способах криминальных расчетов такого рода и моделях правового регулирования электронной платежной сферы в различных государствах.
7. Риск участия физических лиц (посредников), аффилированных с должностными лицами, в схемах легализации преступных доходов.
Повышена эффективность контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию гособоронзаказа: создание института уполномоченных банков и установление дополнительной административной ответственности за правонарушения в данной сфере. Повышена эффективность контроля за расходованием бюджетных средств хозяйствующими обществами, имеющими стратегическое значение для ОПК и безопасности России, а также организациями, находящимися под их контролем, в частности, ограничен круг обслуживающих кредитных организаций. Осуществляется финансовый мониторинг за использованием бюджетных средств при размещении и выполнении гособоронзаказа - для этих целей в Росфинмониторинге создано специальное структурное подразделение – Управление по работе с бюджетной сферой. Планируется усиление уголовной и административной ответственности в сфере гособоронзаказа. Планируется создание механизма казначейского сопровождения средств, предоставленных на основании контракта по поставке товаров, выполнения работ, оказания услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Повышена эффективность системы государственного управления и контроля в сферах деятельности, подверженных коррупционным рискам. Ужесточена уголовная ответственность за коррупционные преступления:
- признается преступлением даже в случае передаче денег не самому должностному лицу, а по его указанию другому физическому или юридическому лицу;
- введена уголовная ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за обещание или предложение посредничества в коммерческом подкупе;
- ответственность за коммерческий подкуп дифференцирована в зависимости от размера предмета подкупа;
- уточнен круг лиц, в отношении которых возможна провокация коммерческого подкупа или взятки;
- предусмотрены альтернативные виды наказаний за коммерческий подкуп и взяточничество (в виде штрафа в абсолютных величинах с назначением дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на длительный срок).
Группа повышенного риска и принятые меры по минимизации рисков:
1) Риск использования кредитных организаций, МФО и КПК в схемах легализации преступных доходов.
В целях пресечения противоправной деятельности руководителей и учредителей кредитных организаций, УК РФ дополнен ст.172.1 («фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации»). Расширен перечень оснований для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций. Ужесточены обязательные требования к квалификации и деловой репутации членов органов управления, руководителей, должностных лиц, собственников (и их единоличных исполнительных органов) кредитных организаций, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, микрофинансовых компаний; внедрен кросс-секторальный подход к оценке соответствия требованиям к деловой репутации указанных лиц. Перечень должностных лиц, к которым предъявляются требования к деловой репутации, дополнен специальным должностным лицом, ответственным за реализацию ПОД/ФТ в указанных финансовых организациях. В ряде случаев установлен пожизненный запрет на участие в управлении кредитной организации, приобретение крупного пакета акций (долей) кредитной организации, установление контроля в отношении владельцев крупных пакетов акций (долей) кредитной организации, занятие должности единоличного исполнительного органа владельца крупного пакета акций (долей) кредитной организации (контролера владельца). Росфинмониторингом в Банк России регулярно направляется информация о рисках использования МФО и КПК в «теневых» схемах по обналичиванию денежных средств. В отношении МФО и КПК Банком России проводятся надзорные мероприятия и применяются меры надзорного реагирования, эффективность которых подтверждается тенденцией сокращения сомнительных операций в секторе микрофинансирования. Такая работа проводится, в том числе, в отношении МФО и КПК, отмеченных в информации Росфинмониторинга.
2) Риск использования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в схемах легализации преступных доходов.
Утвержден план создания интегрированной информационной панели в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов и камней на всех этапах. Ведётся работа над совершенствованием порядка специального учета субъектов отрасли и расширением полномочий надзорного органа, а также ужесточением мер ответственности за нарушение требований. Активно развиваются новые формы информационного взаимодействия (Личный кабинет) и бесконтактного контроля между Росфинмониторингом и ФКУ «Пробирная палата России».
3) Риск использования систем денежных переводов в схемах легализации преступных доходов.
Росфинмониторингом совместно с экспертами организаций частного сектора ведется доработка профиля наркоторговца/наркокурьера в том числе использующего системы денежных переводов. В дальнейшем планируется внедрение выработанного профиля в службы внутреннего контроля финансовых организаций.
4) Риск использования рынка ценных бумаг (РЦБ) в схемах легализации преступных доходов.
Проводится очищение сектора от недобросовестных участников: осуществляется аннулирование лицензии у профессиональных участников РЦБ, не соблюдающих требования законодательства, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
5) Риск использования наличных денежных средств и денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, в схемах легализации преступных доходов.
Рассматривается вопрос о дополнении договора о ЕАЭС положениями по обеспечению экономической безопасности участников не только в сфере таможенного регулирования, но и с точки зрения ПОД/ФТ. Данная мера обеспечит правовые условия функционирования отдельных элементов системы ПОД/ФТ на пространстве ЕАЭС. Инициировано проведение оценки рисков отмывания преступных доходов в рамках Совета руководителей подразделений финансовой разведки государств - участников Содружества Независимых Государств. Одно из основных направлений оценки рисков: курьеры наличных денежных средств.
Группа умеренного риска и принятые меры по минимизации рисков:
- Риск использования страхового сектора в схемах легализации преступных доходов.
Проводится очищение сектора от недобросовестных участников: осуществляется отзыв лицензий у страховых организаций, не соблюдающих требования законодательства, в том числе в сфере ПОД/ФТ. Банком России в целях снижения риска ОД/ФТ для поднадзорных субъектов издаются методические рекомендации о повышении внимания к отдельным видам операций.
- Риск использования недвижимого имущества в схемах легализации преступных доходов.
Принимаемые государством меры (постоянная актуализация кадастровой стоимости объектов недвижимости, как базы налогообложения, увеличение срока с 3-х до 5 лет, в течение которого собственник не может реализовать приобретенный объект недвижимости без уплаты подоходного налога, рост числа безналичных расчетов и др.) позволили в определенной степени снизить риски использования недвижимости в схемах ОД. Проводится работа по дальнейшему повышению охвата сектора риелторов системой ПОД/ФТ прежде всего через механизмы Личного кабинета на официальном сайте Росфинмониторинга. В значительной степени повысилась роль профилактических и корректирующих мер в снижении рисков в секторе риелторов.
- Риск использования услуг Почты России в схемах легализации преступных доходов.
Проведены комплексные межведомственные мероприятия по минимизации рисков использования услуг Почты России в проведении сомнительных финансовых операций. В соответствии с Приказом Росфинмониторинга №103 применяется отказ от заключения договоров Почты России с юридическими лицами, и осуществляется дальнейший мониторинг договоров в соответствии с критериями данного Приказа. Осуществляется информирование сектора о рисках ОД/ФТ и надлежащего исполнения субъектами сектора положений «антиотмывочного» законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля.
- Риск использования услуг нотариусов в схемах легализации преступных доходов.
Осуществлено информационно-методическое обеспечение нотариусов по вопросам ПОД/ФТ, включая методические рекомендации и типологии использования депозитных счетов нотариусов в противоправных целях. Осуществляется взаимодействие Росфинмониторинга и Федеральной нотариальной палаты по обеспечению участия нотариусов в системе ПОД/ФТ и совершенствованию законодательства. В Федеральную нотариальную палату направляются списки нотариусов, деятельность которых связана с рисками ОД для последующего принятия надзорных мер. Усилен контроль за деятельностью нотариусов в субъектах РФ. Установлен объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, а также способа ее фиксирования. Принят «Кодекс профессиональной этики нотариусов в РФ».
- Риск использования лизингового сектора в схемах легализации преступных доходов.
В целях дальнейшей минимизации указанного риска и совершенствования государственного контроля и надзора в данном секторе, разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в части введения регулирования деятельности субъектов лизинговой деятельности.
- Риск использования услуг операторов сотовой связи в схемах легализации преступных доходов.
В целях минимизации рисков использования операторов сотовой связи в противоправных схемах, связанных с обналичиванием денежных средств осуществляется межведомственное взаимодействие, подготовлены рекомендации по снижению рисков возможного вовлечения операторов сотовой связи в процессы отмывания преступных доходов.
- Риск использования ломбардов в схемах легализации преступных доходов.
- Риск использования операторов по приему платежей в схемах легализации преступных доходов.
Банком России проводилась работа по снижению объемов теневой продажи, по результатам которой был сведен к минимуму «теневой» оборот наличности в данном секторе.
Группа низкого риска и принятые меры по минимизации рисков:
1. Риск использования других финансовых секторов и УНФПП (общества взаимного страхования, паевые инвестиционные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, негосударственные пенсионные фонды (НПФ), аудиторы, адвокаты, факторинг, игорный сектор, юристы, бухгалтеры) в схемах легализации преступных доходов.
Осуществляется скоординированная межведомственная работа по повышению уровня охвата системой ПОД/ФТ адвокатов и аудиторов. Обеспечено информационно-методическое обеспечение адвокатов по вопросам ПОД/ФТ, включая методические рекомендации. Организовано взаимодействие с региональными адвокатскими палатами. Планируется осуществление информационного взаимодействия Федеральной палаты адвокатов и Росфинмониторинга. Уточнены и конкретизированы требования, предъявляемые непосредственно к аудиторам в отношении вопросов ПОД/ФТ. Повышена вовлеченность субъектов игорного сектора в систему ПОД/ФТ, усовершенствованы меры контроля. Планируется усилить меры административной ответственности за незаконные организацию и проведение лотерей и азартных игр. Проводится работа по повышению степени использования операторами по приему платежей Личного кабинета на сайте Росфинмониторинга. Разъясняются преимущества работы в Личном кабинете.
2. Риск использования неформальных систем денежных переводов типа «Хавала» в схемах легализации преступных доходов.
Проведенная работа по национальной оценке рисков отмывания доходов, позволила выявить ключевые риски, угрозы и уязвимости, характерные для системы ПОД в Российской Федерации на текущий момент. По результатам этой работы, подготовлен межведомственный План мероприятий по минимизации выявленных рисков и угроз и повышению эффективности российской «антиотмывочной» системы. Указанный План содержит перечень предупредительных, регулирующих, правоприменительных, организационных мер, а также мер, направленных на повышение эффективности межведомственного и международного сотрудничества и взаимодействия с частным сектором. Правоохранительным, контрольно-надзорными иным государственным органам–участникам системы ПОД/ФТ, рекомендовано выстраивать свою дальнейшую работу, с учетом пунктов Плана в целях противодействия основным рискам и угрозам, повышения защищенности национальной финансовой системы, и повышения эффективности работы российской «антиотмывочной» системы. В свою очередь финансовым организациями УНФПП-субъектам Федерального закона №115-ФЗ, рекомендовано использовать результаты НОР в практической работе, при выработке и применении риск-ориентированного подхода в своей деятельности.
Риск финансирования терроризма
Национальная оценка рисков финансирования терроризма (далее – НОР ФТ) имеет своей целью выявление видов противоправных финансовых операций, которые могут быть связаны с финансированием терроризма и которым следует уделять основное внимание с точки зрения противодействия этой общественно-опасной деятельности. НОР ФТ рассматриваются все вопросы в рамках конкретных этапов осуществления финансирования терроризма.
Первым этапом является привлечение средств, предназначенных для финансирования подготовки террористов, приобретения или изготовления оружия, средств транспорта и т.д. Анализируются различные источники финансирования.
Анализ начинается с законных источников. Дается оценка рейтинга риска. Исследуются уязвимости, возможности для снижения риска, раскрываются меры, принимаемые РФ по управлению риском. Столь же детально проводится анализ привлечения средств в сети Интернет, незаконных способов привлечения средств, сбор средств с использованием некоммерческих организаций.
Второй этап - перемещение средств, предназначенных для финансирования терроризма. Рассматриваются различные способы перемещения наличных средств в целях финансирования терроризма, перемещения средств с использованием банковских счетов и банковских карт, использования операций с денежными средствами без открытия банковских счетов, перемещения средств с использованием нерегулируемых субъектов, с использованием некредитных финансовых организаций и нефинансовых предприятий, и профессий.
Третьим этапом является использование средств, предназначенных для финансирования терроризма.
НОР ФТ определяет наиболее узкие места национальной системы противодействия финансированию терроризма и меры, какие должны быть предприняты для их преодоления.
Российская (национальная) система противодействия финансированию терроризма способствует укреплению национальной безопасности и стабильности финансового сектора. В связи с имеющейся террористической угрозой, с которой сталкивается все мировое сообщество, необходимость глубокого понимания факторов, обуславливающих наличие и возникновение в государстве случаев финансирования терроризма (далее – ФТ), выходит на первое место. При этом, ввиду ограниченности ресурсов, находящихся в распоряжении НС ПФТ, их расходование и распределение должны быть направлены на минимизацию ключевых рисков. В этой связи, назрела необходимость проведения данной НОР ФТ, позволяющей выявить те направления противоправной финансовой деятельности, которым следует уделять первостепенное внимание, а также определить наиболее уязвимые места НС ПФТ. НОР ФТ проведена Росфинмониторингом, с привлечением своих Межрегиональных управлений, и иных участников НС ПФТ, в том числе 7 органов государственной власти Российской Федерации, Банк России и 22 организаций частного сектора, являющихся субъектами первичного финансового мониторинга, что позволило сделать разносторонний анализ существующей ситуации в сфере противодействия ФТ в Российской Федерации. Результаты НОР ФТ рекомендованы для учета в правоприменительной практике, при выборе конкретных мер минимизации определенных рисков ФТ и при распределении ресурсов на всех уровнях НС ПФТ.
Целью НОР ФТ является определение наиболее рискованных методов и инструментов, применяемых террористами либо террористическими группами в Российской Федерации с целью привлечения, перемещения или использования средств на преступные цели. В задачи НОР ФТ равным образом входит исследование существующих угроз, уязвимых мест в НС ПФТ и возникающих при этом рисков ФТ, понимание происходящих в данной системе процессов, а также определение потенциальных инициатив для её развития. НОР ФТ предоставляет возможность в определенной последовательности и оперативно принимать необходимые управленческие решения в отношении угроз, уязвимых мест и в целом рисков ФТ, что повышает эффективность противодействия ФТ в Российской Федерации.
В Российской Федерации основная угроза терроризма исходит от следующих типов террористов либо террористических групп, которые применяют или могут применить один из способов привлечения, перемещения или использования средств для целей ФТ:
1) вооруженные бандформирования, действующие на Северном Кавказе;
2) ячейки международных террористических организаций на территории страны;
3) российские граждане, выезжающие в зоны с повышенной террористической активностью с целью присоединения к международным террористическим организациям, а также возвращающиеся из указанных зон;
4) иностранные граждане, выезжающие в зоны с повышенной террористической активностью с целью присоединения к международным террористическим организациям, а также возвращающиеся из указанных зон, и использующие в качестве транзитной территорию Российской Федерации;
5) участники террористических организаций, незаконных вооруженных формирований и радикальных групп, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и вовлекающих россиян в террористическую деятельность посредством сети Интернет.
Риски ФТ разделены в соответствии с этапами процесса финансирования терроризма на:
- привлечение средств;
- перемещение средств;
- использование средств.
Привлечение средств
На этапе привлечения выявляются факты самофинансирования террористическими группами путем использования части дохода от продажи или сдачи в аренду своего недвижимого имущества на финансирование терроризма, в связи с отсутствием контроля за расходованием дохода, полученного от вышеуказанных действий. Угроза финансирования терроризма в основном возникает если от имени юридического лица происходит приобретение материальных средств и передачи их в распоряжение террористам (недвижимость, транспорт и т.п.). Отдельной уязвимостью является отсутствие ограничений для лиц, включённых в Перечень террористов, быть учредителями или руководителями коммерческих организаций. Необходимо рассмотрение вопроса о применении законодательных ограничений для лиц, включенных в Перечень террористов, по управлению или руководству юридическими лицами.
В соответствии со статьей 7 ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ* кредитными организациями применяются ограничения по открытию счетов юридическим лицам, если данное юридическое лицо и (или) лицо, имеющее право действовать от имени данного юридического лица, и (или) его бенефициарный владелец (один из его бенефициарных владельцев), и (или) его участник (один из его участников), за исключением акционера, являющийся юридическим лицом и владеющий более 25 процентами в капитале юридического лица, являются лицом, включенным в Перечень.
Существенную угрозу представляет то, что средства можно получать не только от лиц, вовлеченных в финансирование терроризма, но и от лиц, неосведомленных об истинных целях сбора средств. Необходимо также учитывать, что в социальных сетях появились технологические платформы, которые позволяют осуществлять перевод средств путем простого указания идентификатора страницы получателя средств и номеров счетов, банковских карт, кошельков или иных реквизитов отправителя. Таким образом, данный способ позволяет террористическим группам собирать денежные средства без привлечения дополнительных специалистов. Учитывая, что данный способ не требует документального подтверждения целей перевода и публичного размещения финансовых реквизитов и идентификационных данных получателей средств, существует вероятность, что средства, например, полученные как материальная помощь от широкого круга лиц, могут использоваться для финансирования терроризма.
Высокая угроза использования социальных сетей в Интернете для финансирования терроризма также обуславливается высокой частотой выявления данных фактов в практике правоохранительных органов и финансовой разведки. Потенциальные уязвимости в области переводов электронных денежных средств используются террористическими группами для маскировки источников происхождения денежных средств и запутывания «финансовых следов». Необходима разработка механизма блокировки не только страниц пользователей в социальных сетях по подозрению их в сборе и переводе денежных средств на финансирование терроризма, но и «упрощенный» (досудебный/внесудебный) порядок блокировки/заморозки всех собранных денежных средств.
Перемещение средств
Способность использования террористическими группами на территории Российской Федерации банковских карт обусловлена высокой распространённостью и простотой их применения в обиходе. Тем не менее, в случае осуществления надлежащего контроля кредитными организациями за транзакциями клиентов по банковским картам, эмитированным российскими кредитными организациями в рамках применения мер по ПФТ, террористическая группа может быть выявлена. Вместе с тем, отмечается низкая частота использования «классических» банковских переводов (в том числе с использованием счетов юридических лиц) ввиду высокой прозрачности данных операций.
Регулярное использование переводов денежных средств без открытия банковского счета террористическими группами обусловлено обширной географией переводов, высокой скоростью их осуществления, сложностью выявления взаимосвязей клиентов и минимальными требованиями по проведению идентификации. Сложность отслеживания целей операций, отправителей и конечных получателей, аккаунтов, оформленных на подставных (несуществующих) людей увеличивает распространённость использования террористическими группами операций с денежными средствами без открытия банковского счета. Отсутствие законодательного регулирования оборота криптовалют позволяет совершать «анонимные» операции без возможности определения их целей и конечных получателей.
Использование средств
После прохождения стадий привлечений и перемещения денежных средств для финансирования терроризма следует стадия использования средств. Согласно используемой методике цели использования средств, предназначенных для финансирования терроризма, были разделены на две составляющих:
1) Использование в оперативных целях (влечет более тяжкие последствия, поскольку результатом является непосредственно террористический акт):
- расходы на непосредственную подготовку террористических актов (приобретение средств связи, транспорта);
- расходы на приобретение и изготовление средств для совершения террористических актов (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества);
- выплата вознаграждения непосредственным участникам террористических актов.
2) Использование в организационных целях (последствия долгосрочны, позволяют террористическим группам наладить свое функционирование):
- подготовка боевиков и содержание террористических лагерей;
- оплата расходов на пропаганду и радикальные учения (издание и распространение пропагандистских материалов, содержание «учебных заведений»);
- финансирование транспортных расходов иностранных террористов-боевиков и завербованных участников террористических организаций, следующих на территории боестолкновений;
- поддержка террористических групп (обеспечение одеждой, обмундированием);
- вербовка боевиков;
- создание и поддержка «спящих» террористических ячеек (аренда жилья, редкие выплаты материальной помощи);
- выплата компенсаций семьям погибших террористов;
- коррупционные выплаты (подкуп чиновников и/или сотрудников правоохранительных органов);
- оплата услуг сторонних специалистов (врачи, адвокаты);
- содержание легальных структур, представляющих интересы террористической группы (политические партии, некоммерческие организации, религиозные организации и т.д.).
Проведенная работа по НОР ФТ позволила выявить ключевые риски, характерные для НС ПФТ, в Российской Федерации на текущий момент. Продолжающийся длительное время конфликт на территории Сирии и Ирака, а также образование международной террористической организации ИГИЛ, являются своеобразными катализаторами процессов финансирования терроризма в Российской Федерации. Потребность террористов в людских и финансовых ресурсах как раз и обуславливает выявленные риски, на которые все участники НС ПФТ должны обратить внимание и принять соответствующие меры по минимизации формирующих их угроз и уязвимостей. Кроме того, отмечается ряд сложностей на различных этапах процессов возбуждения уголовного дела и расследования преступления, связанных с финансированием террористической деятельности. При выявлении каналов финансирования терроризма отмечается, что большинство таких преступлений совершается путем передачи наличных денежных средств, что осложняет документирование данных фактов. Подобные преступления могут носить латентный характер, в связи с сокрытием террористами и их пособниками истинных целей сбора или перемещения средств. На практике в ходе проведения контртеррористических мероприятий подавляющее большинство террористов уничтожается на месте, что лишает следствие возможности дальнейшего установления источников финансирования терроризма.
В настоящий момент существуют сложности правоприменительной практики со стороны частного сектора механизмов отслеживания операций (действий) с наличными денежными средствами или иным имуществом, в том числе действий по использованию банковских ячеек, совершаемых фигурантами Перечня террористов и лицами, в отношении которых принято решение Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, либо лицами, действующими по их поручению, попыток совершения таких операций (действий), а также механизмов замораживания активов перечисленных лиц в указанных ситуациях.
Результаты национальной оценки рисков призваны найти свое отражение:
а) в секторальных оценках надзорных органов, которые оценивают риски в своих секторах на предмет их использования в целях ОД;
б) в программах внутреннего контроля субъектов Федерального закона от 07.08.2001г. №115-ФЗ, при выстраивании политики управления рисками и в практической работе при проведении оценки рисков своих клиентов, продуктов, услуг.
* Федеральный закон от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»