Новое в разделе "Методологическая поддержка участников финансового рынка по вопросам применения законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного контроля"
26.08.19 опубликован ответ ДФМиВК от 28.03.2019 № 12-4/2292
Запрос от 22.11.2018 № 30-0-23/1155
Банк просит дать разъяснения по следующим вопросам, возникшим в процессе осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1. На основании пункта 1 статьи 860.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору публичного депозитного счета, заключаемому для целей депонирования денежных средств в случаях, предусмотренных законом, Банк обязуется принимать и зачислять в пользу бенефициара денежные средства, поступающие от должника или иного указанного в законе лица (депонента), на счет, открытый владельцу счета (нотариусу).
Кого из сторон нотариального дела, в целях совершения нотариальных действий по которому открыт, в том числе, публичный депозитный счет, Банк должен считать лицом, находящимся на обслуживании (клиентом): владельца счета и/или депонента (должника) и/или бенефициара (кредитора)?
Если данные лица не являются клиентами Банка, кем они являются по отношению к клиенту Банка: представителями, бенефициарными владельцами или выгодоприобретателями?
2. На основании пункта 1 статьи 860.12 ГК РФ по публичному депозитному счету на основании поручения (распоряжения) владельца счета могут совершаться операции по перечислению или выдаче депонированных денежных средств бенефициару и возврату этих денежных средств депоненту либо по его указанию другому лицу.
В связи с тем, что на публичном депозитном счете хранятся денежные средства, не являющиеся собственностью владельца счета, при проведении операций по такому счету обязан ли Банк выявлять операции, подлежащие обязательному контролю, и операции, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (далее — ОД/ФТ), либо такие обязанности возлагаются на владельца счета-нотариуса, являющегося лицом, на которое в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ (1) распространяются требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные Федеральным законом № 115-ФЗ?
3. В соответствии со статьей 5 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (2), (далее - Основы) нотариусу при исполнении служебных обязанностей запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали ему известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных Основами. Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия, а также по требованию судебных приставовисполнителей, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью пятой статьи 34.4 Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями.
При выявлении операций, подлежащих обязательному контролю, или операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях ОД/ФТ, при проведении мероприятий по уточнению характера операции и углубленной проверки до начала их совершения, в процессе их совершения, при отказе в их совершении, имеет ли право Банк запрашивать у владельца счета — нотариуса дополнительную информацию и документы по указанным операциям, касающиеся деятельности депонента (должника) и/или бенефициара (кредитора) и обязан ли владелец счета - нотариус предоставлять Банку такую информацию?
Вправе ли Банк отказать в выполнении распоряжения владельца счета о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями Федерального закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у Банка возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма?
4. На основании пункта 3 статьи 860.14 ГК РФ договор публичного депозитного счета не может быть прекращен по основаниям, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 859 ГК РФ.
Вправе ли Банк расторгнуть договор банковского счета (вклада) с владельцем счета в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения владельца счета о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ?
Ответ Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 28.03.2019 № 12-4/2292
Банк России не наделен правом официального толкования норм Федерального закона № 115-ФЗ (1) и законодательства о нотариате. Вместе с тем, считаем возможным сообщить мнение Департамента по поставленным в письме вопросам, которое не является официальным толкованием норм федерального законодательства.
По вопросу 1.
Учитывая определение понятия "клиент", содержащееся в статье 3 Федерального закона № 115-ФЗ и пункте 1.1 Положения № 499-П (2), и принимая во внимание положения статьи 860.11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), определяющей порядок открытия и ведения публичного депозитного счета, полагаем, что клиентом кредитной организации в рамках указанного договора является владелец публичного депозитного счета (т.е. в рассматриваемом в письме случае — нотариус).
Учитывая положения пункта 1 статьи 860.12 ГК РФ и пункта 3 статьи 860.11 ГК РФ, полагаем, что для целей применения Федерального закона № 115-ФЗ бенефициара по договору публичного депозитного счета следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя с того момента, как на указанный счет на основании поручения (распоряжения) владельца счета от депонента в пользу бенефициара поступают денежные средства.
При этом в случаях, когда на основании поручения (распоряжения) владельца счета бенефициар/депонент обращается в кредитную организацию в целях проведения операции по выдаче/внесению депонированных денежных средств/зачисления денежных средств в депозит в наличной форме, бенефициар/депонент становится клиентом кредитной организации.
По вопросу 2.
Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит изъятий в отношении обязанности субъектов, определенных статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе кредитных организаций, выявлять операции, подлежащие обязательному контролю и операции, соответствующие критериям "подозрительных", совершаемые по счетам (вкладам), открытым иным субъектам исполнения Федерального закона № 115-ФЗ, указанными в статьях 5 и 7.1.
Отмечаем, что статья 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ не предусматривает обязанности нотариусов по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, критерии которых установлены Федеральным законом № 115-ФЗ.
По вопросу 3.
Статьей 5 Основ законодательства о нотариате (далее — Основы) установлено, что нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, определенных Основами.
Учитывая изложенное, кредитные организации вправе запрашивать у клиента-нотариуса документы (сведения), необходимые для выявления подлежащих обязательному контролю и "подозрительных" операций, либо для углубленной проверки осуществляемых операций, принимая при этом во внимание, что запрашиваемые документы (сведения) будут представлены с учетом ограничений, установленных статьей 5 Основ. Так, наличие у банка информации о том, каким лицам подлежат перечислению денежные средства с публичного депозитного счета, открытого нотариусу, будет отвечать установленному законодательством регулированию в части режима такого вида счета.
Отмечаем, что право кредитных организаций на отказ в совершении операции, установленное нормой пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, не содержит изъятий в отношении операций, осуществляемых по публичным депозитным счетам.
По вопросу 4.
В соответствии с пунктом 3 статьи 860.15 ГК РФ договор публичного депозитного счета не может быть прекращен по основаниям, указанным в пунктах 2 и 4 статьи 859 ГК РФ.
Вместе с тем, с учетом положений пункта 1 статьи 860 ГК РФ применению подлежит норма пункта 3 статьи 859 ГК РФ, которой предусмотрено право банка расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5.2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ кредитные организации вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае принятия в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ. При этом Федеральный закон № 115-ФЗ не содержит особенностей применения приведенной нормы к отдельным видам банковских счетов, в том числе к публичным депозитным счетам.
(1) Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(2) Положение Банка России от 15.10.2015 № 499-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"