НСФР направил предложения по законопроекту о запрете на банковские комиссии при оплате услуг ЖКХ
Национальный совет финансового рынка (НСФР) направил предложения по законопроекту о запрете на банковские комиссии при оплате услуг ЖКХ.
В Госдуме продолжаются консультации в целях подготовки ко второму чтению проекта федерального закона № 905546-7 "О внесении изменений в статью 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части введения запрета на взимание комиссии при внесении физическими лицами платы за жилое помещение и коммунальные услуги".
В соответствии с доработанной редакцией документа одновременно с введением запрета на взимание кредитными организациями, операторами почтовой связи, банковскими платежными агентами (субагентами) и платежными агентами с физических лиц комиссионного вознаграждения (вознаграждения) за внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также уплату пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за услуги ЖКХ предлагается предусмотреть уплату указанным субъектам правоотношений комиссионного вознаграждения (вознаграждения).
При этом кредитная организация, обслуживающая получателя средств (банк получателя), вправе удержать с получателя средств комиссионное вознаграждение в размере, не более установленного правительством. Порядок, размер и сроки перечисления кредитной организацией, обслуживающей получателя средств, части удержанного комиссионного вознаграждения кредитной организации, обслуживающей плательщика (банк плательщика), определяется правилами платежной системы и (или) договорами между кредитными организациями.
Одновременно в доработанном законопроекте предусмотрено, что оператор почтовой связи, а также платежный агент вправе взимать с получателя средств комиссионное вознаграждение в размере, не более установленного кабмином, путем удержания из суммы внесенных денежных средств.
Представляется, что проектируемый механизм взимания комиссионного вознаграждения кредитными организациями имеет недостатки и требует корректировки в целях унификации режима получения комиссионного вознаграждения из средств получателя путем удержания из суммы внесенных денежных средств.
В этой связи НСФР с учетом позиции кредитных организаций разработал и направил в Госдуму, Совфед, Минфин и Юридический департамент ЦБ следующие предложения по доработке акта:
- в целях корреляции с изменениями, вносимыми законопроектом в специальные федеральные законы, регулирующие соответствующие сферы деятельности, предлагается в проектируемой части 20 статьи 155 ЖК РФ прямо указать, что расходы по уплате комиссионного вознаграждения (вознаграждения), связанные с оплатой услуг ЖКХ, несут получатели указанных платежей с учетом ограничения их размера, установленного правительством;
- исключить положение статьи 2 документа, предусматривающее, что порядок, размер и сроки перечисления банком получателя части удержанного комиссионного вознаграждения банку плательщика, определяется правилами платежной системы и (или) договорами между кредитными организациями;
- с учетом того, на сегодня у многих банков уже заключены прямые договоры с получателями платежей за услуги ЖКХ на согласованных сторонами условиях, предусмотреть в акте право кредитных организаций, обслуживающих плательщика, взимать комиссионное вознаграждение с получателя средств на основании договора с получателем средств;
- предусмотреть, что в случае отсутствия договора между кредитной организацией, обслуживающей плательщика, и получателем средств, кредитная организация, обслуживающая плательщика, вправе удержать из суммы платежа комиссионное вознаграждение в размере, не более установленного правительством (на основании статей 3 и 5 законопроекта аналогичное право предоставляется операторам почтовой связи и платежным агентам);
- в целях недопущения конфликта между нормами Федерального закона № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и предлагаемыми поправками в статью 2 Законопроекта, предусматривающими порядок уплаты комиссии банкам при оплате услуг ЖКХ, возникновения оснований для неоднозначного толкования, а, следовательно, произвольного применения правовых норм предлагаем внести статью 4 Законопроекта изменения, дополнив часть 10 статьи 8 Закона № 161-ФЗ, предусматривающую, что вознаграждение оператора по переводу денежных средств (при его взимании) не может быть удержано из суммы перевода денежных средств, за исключением случаев осуществления трансграничных переводов денежных средств, словами "а также иных случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации";
- с учетом того, что в части 1 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" предусмотрена обязательность заключения платежным агентом с поставщиком работ (услуг) договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предлагаем внести соответствующее уточнение в проектируемую часть 2 статьи 3 Закона № 103-ФЗ (абзац третий статьи 5 документа).