НСФР получил ответ ЦБ о направлении сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю по коду 1011
Национальный совет финансового рынка (НСФР) получил ответ ЦБ на обращение о направлении сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю по коду 1011.
Совет отмечает, что к нему обращаются кредитные организации с вопросами о выявлении операций, подлежащих обязательному контролю (ОПОК) по коду вида операции 1011 с учетом положений закона № 208-ФЗ (1).
В этой связи НСФР подготовил и направил соответствующее обращение в Департамент финансового мониторинга и валютного контроля регулятора.
В ответе Департамента сформулированы следующие позиции:
1. При формировании кредитной организацией ФЭС по операциям, подлежащим обязательному контролю с кодом вида операции 1011, осуществляемым посредством внесения наличных денежных средств в кассу, либо в банкомат/ платежный терминал сторонней кредитной организации, показатель 10 "Код признака операции (сделки)" таблицы 3.2 Правил принимает значение <5> – для операции с наличными денежными средствами; информация об операции подлежит отражению в блоке "СведенияВиесениеПолучениеНалДС" таблицы 3.2 Правил; блок "Сведения о переводах денежных средств, в том числе электронных денежных средств (СведенияПереводыДС)" таблицы 3.2 Правил отсутствует. В показателе 59 "Номер счета клиента" таблицы 3.2 Правил указываются сведения о номере счета клиента — юридического лица, на который зачисляются денежные средства.
2. В указанном в запросе случае, учитывая описание, приведенное в таблице 3.2 Правил к блоку «Сведения о физическом лице, индивидуальном предпринимателе, физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой», если показатель "Признак участника операции (сделки)" (ПризнКлиент) принимает значение <0>, то элементы показателей "СведФЛИП" и "НовСведФЛИП" заполняются в соответствии с информацией, которой располагает данная кредитная организация. При отсутствии у кредитной организации подлежащей отражению в ФЭС информации о рассматриваемом физическом лице показатели соответствующего блока, принимая во внимание признак их обязательности У, О(У), отсутствуют.
Если кредитная организация, в которой открыт банковский счет клиента — юридического лица, на который зачисляются денежные средства располагает информацией о том, что такие денежные средства внесены в кассу (в банкомат/платежный терминал) иной кредитной организацией в наличной форме физическим лицом, являющимся представителем данного юридического лица, то лицом, совершающим данную операцию, и получателем по ней является юридическое лицо — клиент кредитной организации, на счет которого зачисляются денежные средства. В этом случае, сведения о юридическом лице могут быть указаны в ФЭС однократно, как о получателе по операции; информация о физическом лице отражается, как о представителе данного юридического лица. Аналогичный подход применим при внесении денежных средств инкассаторской службой, при наличии у кредитной организации, в которой открыт счет юридического лица, информации о том, что такая инкассаторская служба обладает полномочиями на осуществление данных операций от имени и по поручению клиента.
3. Если кредитная организация на основании имеющихся в ее распоряжении сведений (документов) располагает информацией о том, что денежные средства, подлежащие зачислению на счет юридического лица — ее клиента, предоставлены физическим лицом в наличной форме на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей (эквивалент в иностранной валюте), то, по мнению Департамента, независимо от способа осуществления операции по зачислению таких денежных средств операция, приведенная в рассматриваемом вопросе обращения, подлежит обязательному контролю в соответствии с нормой абзаца второго подпункта 1 пункта 1 статьи 6 закона № 115-ФЗ (2).
Полные тексты обращения и ответа ЦБ опубликованы на сайте НСФР.
(1) Федерального закона от 13 июля 2020 года № 208-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в целях совершенствования обязательного контроля"
(2) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"