Особенности контроля кода 8001. Специфика и разъяснение терминов
Выявление операций, подлежащих обязательному контролю, осуществляется путем изучения сведений, содержащихся в платежных инструкциях клиентов, а также документах, являющихся основанием для совершения расчетных операций, которыми Банк располагает в случаях, предусмотренных порядками совершения банковских операций, определенных действующим законодательством и нормативными документами Банка России (например, в рамках валютного контроля, кредитных сделок и т.д.). В остальных случаях Банк обладает правом, а не обязанностью запрашивать у клиентов дополнительные документы, обосновывающие проведение расчетных операций, в случаях, когда у сотрудника Банка возникают подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Особенностью "сделочных кодов" является то, что только соответствующие документы являются основанием для направления сообщения в Росфинмониторинг.
Если Банк не располагает документами, на основании которых можно сделать вывод, что клиент совершает операцию, подлежащую обязательному контролю, то основания для направления соответствующего формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) в Росфинмониторинг отсутствуют.
На представленных клиентами документах рекомендуется делать отметку о дате и времени их представления в кредитную организацию. Указанные документы хранятся не менее 5 лет с момента прекращения отношений с клиентом.
Согласно действующему законодательству, кредитные организации обязаны "документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами".
Рассмотрим код вида операции "8001" более подробно.
Обязательному контролю подлежат не операции по осуществлению расчетов в рамках сделки, а сами сделки с недвижимым имуществом. Поэтому сообщение по коду 8001 формируется в отношении договора (сделки), повлекшего переход права собственности, а не платежа, независимо от того, совершались или не совершались через кредитную организацию платежи по указанному договору (сделке).
В соответствии со статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:
- земельные участки;
- участки недр;
- все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе электрические сети, линии телефонной связи (в случае, когда данные линии установлены на опорах, прочно связанных с землей), здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам также относятся подлежащие государственной регистрации воздушные (самолеты, вертолеты, дирижабли и другие летательные аппараты) и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Государственной регистрации подлежат гражданские воздушные суда и государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов.
Обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, если сумма, на которую совершается сделка, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.
При совершении расчетов по клиентским сделкам с недвижимым имуществом кредитные организации, как правило, не располагают информацией о дате регистрации сделки (ее вступлении в силу) и/или сумме сделки, и, соответственно, не могут сделать однозначный вывод о том, состоялась ли сделка с недвижимым имуществом, подлежащая обязательному контролю.
В соответствии с статьей 131 ГК РФ переход права собственности на недвижимое имущество подлежит обязательной государственной регистрации. Факт государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество может быть установлен кредитной организацией на основании:
- свидетельства о государственной регистрации права собственности;
- наличия отметки на договоре о регистрации права собственности (например, на экземпляре договора купли-продажи у продавца недвижимости);
- выписки из Единого государственного реестра прав (ЕГРП).
Таким образом, обязательному контролю подлежат сделки с недвижимым имуществом, совершаемые клиентами кредитной организации (т.е. хотя бы одним из участников сделки должен быть клиент), результатом совершения которых является переход права собственности на такое недвижимое имущество, а сумма сделки при этом равна или превышает 3 000 000 рублей или равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее. К таким сделкам относятся купля-продажа, мена, дарение, наследование, внесение в уставной капитал юридического лица, соглашения участников общей собственности об установлении или перераспределении долей в праве собственности на недвижимое имущество, а также иные виды сложных сделок, содержащие в своем составе возможность перехода права собственности на недвижимое имущество, например, аренда с правом выкупа, рента с правом выкупа и т.д.
Если клиент представил вступивший в законную силу договор, подтверждающий факт совершения сделки с недвижимым имуществом на сумму, равную или превышающую 3 000 000 рублей (или эквивалент в иностранной валюте), то есть кредитная организация располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, кредитной организации следует направить в уполномоченный орган сообщение с кодом вида операции "8001" в день, когда кредитная организация получила сведения об этой сделке.
В случае, если кредитная организация при проведении расчетной операции своего клиента не располагает всей необходимой информацией, на основании которой можно сделать вывод о проведении ее клиентом операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция при реализации правил внутреннего «противолегализационного» контроля не отнесена к операции, вызывающей подозрения в связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению сведений в уполномоченный орган не возникает.