Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Законодательство и судебная практика
23 сентября 2021

Росфинмониторинг ответил на ряд вопросов субъектов № 115–ФЗ об идентификации клиентов – юрлиц в связи с принятием закона № 355–ФЗ

Росфинмониторинг ответил на вопросы субъектов закона № 115–ФЗ (1) об идентификации клиента –юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя в связи с принятием закона № 355–ФЗ(2), следует из письма службы (3).

Закон № 355–ФЗ расширил список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя, напоминает служба.

Этот закон установил требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:

  • осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
  • доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в интернете включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в интернете, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В этой связи Росфинмониторинг подготовил разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм закона № 115-ФЗ.

1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?

В связи с тем, что на момент принятия юрлица на обслуживание у организации отсутствует возможность достоверно установить, какими из указанных в ЕГРЮЛ видами деятельности фактически занимается юридическое лицо, принимаемое на обслуживание, организация может устанавливать сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию (далее – сведения об имеющихся лицензиях), исходя из определенных целей финансово-хозяйственной деятельности юридического лица, обусловленных взаимодействием с финансовой организацией. 

Сведения об имеющихся лицензиях могут устанавливаться с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем.

Одновременно, при возникновении оснований полагать, что юридическое лицо совершает операции, связанные с осуществлением деятельности, подлежащей лицензированию, в отношении которой им не были предоставлены сведения об имеющихся лицензиях, организация обязана запросить соответствующие сведения, а в случае их непредставления или представления недостоверных сведений – применить меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 закона № 115-ФЗ.

2. Приравнивается ли деятельность юридического лица, которое обязано являться членом саморегулируемой организации, к деятельности, подлежащей лицензированию?

В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ. 

Исходя из приведенной нормы, членство в саморегулируемой организации может выступать альтернативным лицензированию механизмом допуска на рынок. 

Таким образом, в соответствии с абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ отсутствует прямая обязанность по установлению при идентификации сведений о членстве юридического лица в саморегулируемой организации, а также о выданных саморегулируемой организацией свидетельствах о допуске к определенному виду работ, а равно обязанность использовать такую информацию для выполнения требования, установленного пунктом 15 статьи 7 закона № 115-ФЗ.

Между тем, проверка членства в саморегулируемой организации, как и иных разрешительных механизмов при осуществлении определенных видов деятельности, может осуществляться организацией в рамках исполнения обязанностей, установленных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ, и использоваться при оценке его рисков.

3. Допускается ли использовать информацию о лицензиях юридического лица, представленную независимыми онлайн-сервисами, для установления сведений об имеющихся лицензиях?

Использование организациями дополнительной информации допускается для получения сведений о выданных юридическому лицу лицензиях. 

В то же время, проверка достоверности таких сведений должна осуществляться исключительно с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем органов, выдавших лицензии.

4. Установление сведений о лицензиях на право осуществления деятельности должно проводиться в отношении всех заявленных видов деятельности или только в отношении основного вида деятельности?

Абзац третий подпункта 1 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ не содержит исключений на установление сведений о полученных лицензиях только в отношении основного вида деятельности юридического лица. 

Вместе с тем, как указано в ответе на вопрос 1 данного письма, не требуется установление сведений о полученных лицензиях в отношении всех заявленных в ЕГРЮЛ видах деятельности.

5. Если у юридического лица заявлен в ЕГРЮЛ вид деятельности, который предполагает получение лицензии, но в настоящее время юридическое лицо его не осуществляет, есть ли обязанность отказать в приеме на обслуживание такого лица или проведении операции, не связанной с этой деятельностью?

Обслуживание юридического лица непосредственно связано с осуществлением им конкретных видов деятельности.

Таким образом, в случае отсутствия у юридического лица лицензии на занятие видом деятельности, заявленным в ЕГРЮЛ, но не осуществляемым в настоящее время, и операции в связи с осуществлением которого не проводятся, меры, предусмотренные абзацем первым пункта 15 статьи 7 закона № 115-ФЗ, не применяются.

6. Если у юридического лица истекает либо истек срок действия лицензии, какие меры необходимо предпринять?

Истечение срока лицензии у юридического лица не влечет безусловный отказ в приеме на обслуживание. 

В данном случае организация должна оценить необходимость наличия действующей лицензии у юридического лица для осуществления конкретного вида деятельности, исходя из установленных целей финансово-хозяйственной деятельности.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 7 закона № 115-ФЗ организации обязаны обновлять информацию о клиентах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации – в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений. 

Обновление информации необходимо, в том числе при наличии сведений об истечении срока действия лицензии, предоставленной при идентификации клиента. 

Исходя из приведенной нормы, организация должна в установленные сроки обновлять полученную ранее информацию в целях своевременного выявления фактов продолжения осуществления клиентом лицензируемой деятельности после истечения срока или аннулирования ранее выданной клиенту лицензии.

В случае выявления таких фактов, организация обязана в соответствии с абзацем первым пункта 15 статьи 7 закона № 115-ФЗ прекратить проведение операций по поручению такого лица.

7. Какие сведения об имеющихся лицензиях необходимо установить?

Перечень сведений об имеющихся лицензиях, которые подлежат установлению при идентификации, определен в пункте 2.2 приложения № 2 к Требованиям к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 года № 366. 

К таким сведениям относятся: вид, номер, дата выдачи лицензии; кем выдана; срок действия; перечень видов лицензируемой деятельности.

8. Каким образом устанавливается в отношении юридического лица «доменное имя, указатель страницы в интернете? Вправе ли организация полагаться на представленную юридическим лицом информацию?

В отсутствие иных достоверных источников информации, организация вправе полагаться на предоставленную юридическим лицом информацию о доменном имени, указателе страницы сайта в интернете, с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги, либо об отсутствии указанных сведений.

9. Каким образом необходимо проводить проверку "доменного имени, указателя страницы в интернете"?

Проверка доменных имен, адресов сайтов в интернете, с помощью которых оказываются услуги юридическим лицом, на их содержание в Едином реестре, осуществляется через форму, размещенную на сайте Роскомнадзора.

Обращаем внимание, что запрет приема на обслуживание и проведения операций, предусмотренный абзацем вторым пункта 15 статьи 7 закона № 115-ФЗ, связан с наличием доменных имен сайтов, указателей страниц сайтов в интернете только в вышеобозначенном Едином реестре. 

доменных имен сайтов и указателей страниц сайтов, используемых юридическим лицом для оказания услуг, в иных реестрах, предусмотренных законом № 149–ФЗ (4), не влечет за собой отказ в приеме на обслуживание и запрет на проведение операций юридического лица.

10. Какой порядок действий в случае, если в период обслуживания юридического лица, его сайт был включен в перечень запрещённых сайтов?

В случае выявления факта включения доменного имени сайта, указателя страницы сайта в Единый реестр после приема юридического лица на обслуживание, организация обязана прекратить проведение операций по поручению такого лица.

(1) Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

(2) Федеральный закон от 2 июля 2021 года №355-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

(3) Информационное письмо Росфинмониторинг от 22 сентября 2021 года № 64 "О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", за исключением поднадзорных Банку России"

(4) Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Источник: https://www.fedsfm.ru/news/5321
Теги: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПИСЬМА, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Еще по этой теме:

  • 21 сентябряРосфинмониторинг ответил на ряд вопросов торговцев ювелирными изделиями по законодательству о ПОД/ФТ
  • 10 мартаПодготовлена памятка для организаций и ИП, поднадзорных Росфинмониторингу
  • 6 мартаРосфинмониторинг подготовил памятку для организаций, на которые распространяются требования закона о ПОД/ФТ. Памятка относится к субъектам статьи 7.1 закона № 115-ФЗ*
  • 5 мартаРосфинмониторинг подготовил памятку для организаций и ИП, обязанных соблюдать требования закона о ПОД/ФТ. Памятка не относится к поднадзорным Росфинмониторингу и Банку России организациям и ИП
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance