Американские ведомства обозначили свою позицию относительно требований по идентификации PEP
Несколько американских ведомств (1) опубликовали совместное заявление, в котором обозначили свою позицию о применении закона о банковской тайне (Bank Secrecy Act, BSA) при реализации требований по идентификации (customer due diligence, CDD) клиентов, являющихся Публичными Должностными Лицами (ПДЛ или PEP, politically exposed person).
Разъяснение было опубликовано в ответ на поступающие запросы от кредитных организаций, которые просили ведомства выразить их компетентное мнение относительно особенностей практического применения риск-ориентированного подхода при осуществлении процедур по идентификации в соответствии с требованиями правила FinCEN’s 2016 CDD Final Rule (2).
Данные ведомства применяют термин "политически значимые лица" не только к государственным должностным лицам США. Законодательные требования BSA и AML не содержат определения PEP, однако этот термин обычно используется в финансовой индустрии для обозначения иностранных лиц, которым доверена или ранее была доверена важная общественная функция, а также их ближайших родственников или партнеров.
В силу своего положения в обществе данные лица могут представлять более высокий риск для банковской организации, так как существует риск того, что средства PEP могли быть получены в результате совершения коррупционных преступлений или другой незаконной деятельности. При этом уровень риска, связанного с PEP, варьируется, и не всегда политически значимые лица представляют высокий риск для сотрудничества.
Помимо этого, ведомства напоминают, что PEP не стоит путать с высокопоставленным внешнеполитическим деятелем (senior foreign political figure, SFPF) — он является лишь одним из видов PEP в соответствии с требованиями BSA.
В соответствии с риск-ориентированным подходом, уровень и тип CDD должен быть соизмерим с потенциальными рисками, вытекающими из взаимодействия с PEP. Опубликованное совместное заявление не изменяет существующие правовые и другие нормативные требования BSA и AML, а также не устанавливает новых надзорных ожиданий. Более того, ведомства не требуют от банков прекращения существующей практики, если они считают ее достаточной для эффективного управления рисками.
При этом ведомства напоминают, что данное разъяснение не умаляет необходимость борьбы с угрозами национальной безопасности, создаваемых PEP и SFPF.
Все банковские счета PEPs подпадают под действие нормативных требований BSA и AML. К ним относятся требования, связанные с сообщением о подозрительных операциях, идентификацией клиентов и установление бенефициаров.
Помимо применения риск-ориентированного подхода банки обязаны создавать и практически применять письменно закрепленные процедуры по идентификации бенефициаров клиентов юридических лиц.
ТРЕБОВАНИЯ К ПДЛ В РОССИИ
В России требования об идентификации ПДЛ устанавливает закон о противодействии отмыванию преступных доходов (3). Статья 7.3 этого закона предписывает организациям (субъекты № 115-ФЗ, статья 5), проводящим операции с денежными средствами и другим имуществом:
- выявлять ПДЛ среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание;
- принимать на обслуживание иностранных ПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации;
- определять источники происхождения денежных средств или другого имущества иностранных ПДЛ;
- регулярно обновлять информацию о находящихся на обслуживании иностранных ПДЛ;
- уделять внимание операциям с денежными средствами или другим имуществом, проводимыми иностранными ПДЛ, их супругами, другими близкими родственниками или от имени этих лиц.
Основной сложностью, с которой сталкиваются организации при реализации требований по выявлению ПДЛ и представителей их ближайшего окружения, - это отсутствие списков таких лиц и существенное количество источников информации, которые необходимо использовать для того, чтобы определить статус потенциального или действующего клиента. Решением, существенно снижающим регуляторную нагрузку при выполнении этих требований, может стать использование коммерческих баз данных, среди которых – X-Compliance. Так, например, X-Compliance предоставляет пользователям актуальные списки Публичных Должностных Лиц (РПДЛ, ИПДЛ, МПДЛ), формируемые в соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендаций Банка России, Росфинмониторинга и документами, изданными международными организациями.
(1) Совет управляющих Федеральной резервной системы (Federal Reserve System), Федеральная корпорация по страхованию депозитов (The Federal Deposit Insurance Corporation), Сеть по борьбе с финансовыми преступлениями (Financial Crimes Enforcement Network), Национальное управление кредитных союзов (National Credit Union Administration), Управление контролера денежного обращения (Office of the Comptroller of the Currency)
(2) Customer Due Diligence Requirements for Financial Institutions, 81 FR 29398 (May 2016); see also 31 CFR Parts 1010, 1020, 1023, 1024, and 1026
(3) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ