ЕЦБ: прямые коммуникации укрепляют доверие граждан к центробанкам
Пресс-конференции центробанков остаются основным инструментом разъяснения решений регуляторов, однако они недостаточно эффективны при донесении информации до широкой аудитории. Такой вывод содержится в рабочих материалах Европейского центробанка (ЕЦБ), подготовленных экономистами Александром Юнгом и Франческо Паоло Монджелли. С их содержанием ознакомился "Коммерсантъ".
В документе отмечается, что граждане чаще всего узнают о содержании пресс-конференций из СМИ и не всегда способны различать факты и их интерпретацию. Отсутствие прямого общения с населением, подчеркивают авторы, усложняет работу регулятора.
Экономисты провели эксперимент с участием 5 тыс. человек, которых разделили на три группы. Первая группа в течение нескольких месяцев посещала семинары ЕЦБ, посвященные денежно-кредитной политике. Вторая группа являлась контрольной и не взаимодействовала с регулятором. Третья ("плацебо") участвовала во встречах, где рассказывалось о задачах центробанка, не связанных с монетарной политикой.
Согласно результатам, участники первой группы лучше понимали нюансы денежно-кредитной политики, демонстрировали более высокий уровень знаний и больше доверяли ЕЦБ. Их инфляционные ожидания оказались ближе к целевым показателям регулятора. При этом прогнозы по росту экономики не изменились — как поясняют исследователи, они зависят от множества внешних факторов.
Авторы подчеркивают, что пока не ясно, насколько регулярным должно быть прямое общение для поддержания доверия, а также могут ли публикации на сайте или в социальных сетях быть столь же эффективными, как семинары.
Выводы исследования, как считают экономисты, могут быть полезны и другим регуляторам. В частности, в Турции, где после отказа от нетрадиционной денежно-кредитной политики в 2023 году население по-прежнему ожидает ускорения инфляции, расширение прямых коммуникаций могло бы способствовать закреплению инфляционных ожиданий.