Интерфакс
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
НовостиМероприятияВозможностиСтатистика
Перейти в систему
8-800-222-44-14sales_support@interfax.ru
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
Темы
    Все материалыСанкцииПОД/ФТУправление рисками и комплаенсАналитика и мненияЗаконодательство и судебная практика
ПОД/ФТ
17 декабря 2019

FATF опубликовала доклад о принимаемых в России мерах по ПОД/ФТ (расширенная версия)

Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) опубликовала доклад о принимаемых в России мерах по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

РФ глубоко осознает риски ОД/ФТ, а также создала механизмы и законы для их снижения, отмечает группа. Однако государству следует модернизировать организацию надзорной деятельности, уделить приоритетное внимание расследованию и судебному преследованию более сложных кейсов ОД, в особенности, трансграничных.

ВЫВОДЫ FATF

Оценку российской системы ПОД/ФТ проводила не только FATF, но и Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), а также Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ).

Итоговой отчет представляет собой всесторонний обзор эффективности российских мер по ПОД/ФТ, а также их соответствия рекомендациям FATF. Он включает в себя оценку действий государства по устранению рисков деятельности террористов и их организаций, на которые обращает внимание не только ООН, но и сама Россия. При этом в документе не рассматриваются основания признания организации террористической на национальном уровне.

РФ признает, что сталкивается со значительными рисками ОД, связанных с внутренней преступностью, в частности, с коррупцией и незаконным оборотом наркотиков. Национальная оценка рисков, постоянно обновляемая правоохранительными органами, позволяет государству оперативно выявлять указанные риски, а также ФТ.

Российская законодательная база надлежащим образом определяет эти риски, в стране действуют официальная политика по ПОД/ФТ, подкрепляемая эффективной внутренней координацией различных субъектов.

Однако стране необходимо устранить правовые пробелы в использовании механизма замораживания активов, связанных с терроризмом и его финансированием, а также распространением оружия массового уничтожения (ОМУ). Власти должны добиться обязательного применения данного инструмента вне зависимости от статуса физического или юридического лица.

В целом Россия сотрудничает с зарубежными партнерами, в том числе с помощью более чем 100 международных соглашений, подписанных национальным подразделением финансовой разведки — Росфинмониторингом. Органы власти регулярно используют данные финансовой разведки, основанные на большом количестве данных, собранных и проанализированных с помощью современных технологий.

Страна уделяет приоритетное внимание возвращению денег жертвам преступлений (около 816 млн евро в год), однако ей также следует модернизировать механизм расследования и судебного преследования сложных трансграничных кейсов ОД.

РФ также усилила надзор за банковским сектором, снизив риски перехода финансовых учреждений под контроль преступников. При этом недостатки в лицензировании сохраняются, а санкции в отношении банков, нарушающих требования ПОД/ФТ, неэффективны.

Финансовые и нефинансовые организации, а также представители ряда профессий (например, бухгалтеры и аудиторы) хорошо информированы о способах ОД/ФТ с помощью их услуг. При этом Россия является крупным добытчиком драгоценных металлов и камней, но понимание рисков в этой сфере находится на неудовлетворительном уровне.

С момента проведения прошлой взаимной оценки России в 2008 году страна добилась значительного прогресса в идентификации рисков ОД/ФТ, а также разработала надежную правовую базу для их устранения.

FATF признает, что страна приняла ряд мер, которые принесли конкретные результаты. Однако государству необходимо устранить недостатки, выявленные в рамках 4 раунда взаимных оценок.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

  • Росфинмониторинг является основой функционирования российского режима ПОД/ФТ, поскольку отвечает за координацию политики данных рисков. Его деятельность поддерживается на законодательном уровне, так как борьба с ОД/ФТ входит в основные приоритеты российского правительства. Основное преимущество российской системы ПОД/ФТ — внутренняя координация и сотрудничество.
  • Российские власти обладают глубоким пониманием ситуации в стране. Все государственные органы способны идентифицировать риски ОД и ФТ. Наиболее стабильную политику противодействия ОД и ФТ демонстрирует финансовый сектор.
  • Росфинмониторинг пользуется большим количеством доступной информации, включая различную отчетность. Их анализ автоматизирован с помощью современных технологий, что позволяет распределить приоритеты в расследованиях вместе с правоохранительными органами. При этом сами правоохранители регулярно и эффективно используют данные финансовой разведки для расследования кейсов ОД/ФТ и связанных с ними преступлений.
  • РФ расследует случаи ОД в соответствии со своим риск-профилем. Правоохранители регулярно возбуждают расследования финансовых преступлений наряду с другими правонарушениями. Большинство кейсов ОД связаны с незаконными приобретением или продажей активов. Таким образом, большинство дел относятся к менее тяжким преступлениям.
  • Российская правовая база для борьбы с ФТ в значительной степени соответствует международным стандартам. В среднем в РФ до судебного преследования доходят 52 дела о ФТ в год. С 2013 года в стране осуждены в рамках дел о ФТ более 300 человек, причем большинство из них приговорено к реальному лишению свободы (от 3 до 8 лет). Государство использует различные инструменты (судебные решения, конфискация, замораживание) для лишения террористов их активов. Общая сумма таких активов относительно низкая, что соответствует риск-профилю России.
  • В целом в РФ функционирует адекватная система применения целевых финансовых санкций в рамках противодействия ФТ и распространения ОМУ. Однако у данной системы существует ряд недостатков: она не применяется в равной степени ко всем без исключения замешанным в преступной деятельности физическим и юридическим лицам.
  • В государстве широко распространена практика несоблюдения превентивных мер по ПОД/ФТ в финансовом секторе. И хотя в последние годы количество нарушений снизилось, их общее число по-прежнему вызывает у FATF тревогу. Низкий порог для подпадания операции под признаки подозрительной приводит к формированию большого объема отчетности, изучение которой затруднительно.
  • Банк России в 2013 году внедрил механизмы риск-ориентированного подхода к надзору, а позже существенно модифицировал его. Благодаря этому существенно усложнились требования к лицензированию, что снижает риск перехода финансовых организаций под контроль преступников. Однако деятельность регулятора по отзыву лицензий неэффективна, а штрафы за нарушения системы ПОД/ФТ невелики.
  • Россия улучшила законодательную базу для обеспечения прозрачности юридических лиц, что существенно затрудняет использования таких организаций для преступной деятельности. В частности, были усложнены требования для регистрации юрлица, применяются санкции за предоставление властям недостоверной информации или в случаях бездействия.

СПРАВКА

Россию в рамках 4 раунда взаимной оценки национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) с 11 по 29 марта посетили оценщики FATF. Представители организации в течение трех недель работали с представителями госорганов в Москве, а также двух других регионах.

В сентябре 2002 года Россия прошла первый раунд взаимной оценки, в апреле 2003 года — второй. По их результатам РФ была исключена из "черного" списка FATF и стала ее полноправным членом. В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки.

С 2010 года РФ регулярно отчитывалась о прогрессе в улучшении национальной системы ПОД/ФТ. По итогам шестого отчета в 2013 году страна была снята с регулярного мониторинга до проведения четвертого раунда взаимных оценок.

Тогда FATF признала, что Россия добилась значительного прогресса в устранении ранее выявленных недостатков. Страна, в частности, повысила прозрачность в корпоративной сфере, запретила кредитным организациям открывать и вести анонимные счета, усилила меры по замораживанию активов террористов как внутри страны, так и по запросам других государств.

FATF — это созданный в 1989 году межправительственный орган, который разрабатывает стандарты и содействует эффективному применению мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения.

Стандарты FATF включают в себя рекомендации, а также пояснительные записки к ним и определения. Предусмотренные этими стандартами меры обязательны для всех членов организации. То, насколько соответствующие меры реализованы на практике, проверяется через систему взаимных оценок.


Источник: http://www.fatf-gafi.org/media/fatf/documents/reports/mer4/Mutual-Evaluation-Russian-Federation-2019.pdf
Источник: http://www.fatf-gafi.org/publications/mutualevaluations/documents/mer-russian-federation-2019.html
Теги: 4 РАУНД ВЗАИМНЫХ ОЦЕНОК ФАТФ

Еще по этой теме:

  • 20 маяРосфинмониторинг рассказал об итогах заседания МВК о мерах по результатам 4 раунда взаимных оценок FATF
  • 17 маяСК намерен использовать полученный в ходе 4 раунда взаимных оценок FATF опыт в дальнейшей работе
  • 18 декабряМВК рассмотрела промежуточные результаты над устранением недостатков антиотмывочной системы РФ
  • 27 ноябряРосфинмониторинг анонсировал заседание межведомственной комиссии по ПОД/ФТ/ФРОМУ
подписаться на новости

Введите свой email и мы будем информировать о самых важных событиях в области комплаенс: изменения в законодательстве, аналитику, обновления санкционных списков и т.д.

Конфиденциальность ваших данных гарантируем.

  • Главная
  • Новости
  • Мероприятия
  • Возможности
  • Статистика
  • Контакты
  • Об Интерфаксе
16+

Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя X-COMPLIANCE.RU. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 84696 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 06.02.2023.

Исторические данные: Сетевое издание «Х-Compliance». Доменное имя - XCO.NEWS. Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 70754 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2017.

Редакция сетевого издания «X-Compliance» не несет ответственность за мнения экспертов, использованные в материалах издания. Публикуемые мнения могут не совпадать как с позицией редакции сетевого издания «X-Compliance», так и с позицией органов и организаций, осуществляющих контроль и надзор в соответствующей сфере. Информация публикуется исключительно в целях доведения существующих экспертных мнений до сведения заинтересованных лиц.

© 1991–2025 АО «Финмаркет». Все права защищены.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения АО «Финмаркет»

Учредитель АО «Финмаркет»

127006, город Москва, улица Тверская-Ямская 1-я, дом 2, строение 1, комната 2411

Главный редактор Новиков А.В.

E-mail: info@x-compliance.ru

Телефон: +7 (495) 357-88-08

Если вы нашли опечатку на странице, нажмите Ctrl+Enter

Политика обработки персональных данныхУсловия использования информацииОбработка файлов cookieОбщие условия использования закрытой части X-Compliance