ИТОГИ ГОДА: Россия вошла в топ-5 по эффективности национальной антиотмывочной системы (повтор от 9 января)
Россию в рамках 4 раунда взаимной оценки национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в марте посетили оценщики FATF. По итогам проверки РФ заняла 5-е место по эффективности национальной "антиотмывочной" системы в мире. Россия поставлена на процедуру стандартного мониторинга, представляющую стандартный механизм мониторинга и предусматривающую представление регулярных отчетов.
"Борьба с отмыванием доходов, финансированием терроризма и оружия массового уничтожения является приоритетом государственной политики нашей страны на самом высоком политическом уровне, в чем команда оценщиков могла убедиться и в ходе выездной миссии. Мы считаем, что эксперты хорошо разобрались в особенностях российской системы ПОД/ФТ, и Отчет содержит в целом объективную оценку имеющейся ситуации. Мы за это очень благодарны и уже приступили к устранению выявленных недочетов", — прокомментировал в октябре итоги оценки руководитель Росфинмониторинга Юрий Чиханчин.
МЕТОДОЛОГИЯ
В рамках 4 раунда группа использует два компонента оценивания:
- техническое соответствие (проверка законов, нормативных актов, институциональной основы ПОД/ФТ);
- эффективность (оценка работы системы ПОД/ФТ, каких результатов она достигает).
Техническое соответствие — это выполнение требований 40 рекомендаций FATF, а эффективность — это способность участников "антиотмывочной" системы достигать непосредственные результаты (1) по ликвидации рисков ОД/ФТ.
FATF также декларирует ряд основополагающих принципов, которым она придерживается во время оценивания:
- публикация объективных и актуальных отчетов высокого уровня;
- использование одинаковых методов оценивания;
- обеспечение равенства всех оцениваемых стран;
- стремление к достижению высоких стандартов в оценочных мероприятиях, проводимых МВФ, Всемирным банком, региональными группами по типу FATF;
- следование открытости и транспарентности; выявление эффективных методов оценивания; предупреждение правительств и частного сектора о тех областях, которые нуждаются во внимании;
- эффективное использование доступных ресурсов в оценивании, избежание ненужных издержек и дублирования.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ FATF
- Росфинмониторинг является основой функционирования российского режима ПОД/ФТ, поскольку отвечает за координацию политики данных рисков. Его деятельность поддерживается на законодательном уровне, так как борьба с ОД/ФТ входит в основные приоритеты российского правительства. Основное преимущество российской системы ПОД/ФТ — внутренняя координация и сотрудничество.
- Российские власти обладают глубоким пониманием ситуации в стране. Все государственные органы способны идентифицировать риски ОД и ФТ. Наиболее стабильную политику противодействия ОД и ФТ демонстрирует финансовый сектор.
- Росфинмониторинг пользуется большим количеством доступной информации, включая различную отчетность. Их анализ автоматизирован с помощью современных технологий, что позволяет распределить приоритеты в расследованиях вместе с правоохранительными органами. При этом сами правоохранители регулярно и эффективно используют данные финансовой разведки для расследования кейсов ОД/ФТ и связанных с ними преступлений.
- РФ расследует случаи ОД в соответствии со своим риск-профилем. Правоохранители регулярно возбуждают расследования финансовых преступлений наряду с другими правонарушениями. Большинство кейсов ОД связаны с незаконными приобретением или продажей активов. Таким образом, большинство дел относятся к менее тяжким преступлениям.
- Российская правовая база для борьбы с ФТ в значительной степени соответствует международным стандартам. В среднем в РФ до судебного преследования доходят 52 дела о ФТ в год. С 2013 года в стране осуждены в рамках дел о ФТ более 300 человек, причем большинство из них приговорено к реальному лишению свободы (от 3 до 8 лет). Государство использует различные инструменты (судебные решения, конфискация, замораживание) для лишения террористов их активов. Общая сумма таких активов относительно низкая, что соответствует риск-профилю России.
- В целом в РФ функционирует адекватная система применения целевых финансовых санкций в рамках противодействия ФТ и распространения ОМУ. Однако у данной системы существует ряд недостатков: она не применяется в равной степени ко всем без исключения замешанным в преступной деятельности физическим и юридическим лицам.
- В государстве широко распространена практика несоблюдения превентивных мер по ПОД/ФТ в финансовом секторе. И хотя в последние годы количество нарушений снизилось, их общее число по-прежнему вызывает у FATF тревогу. Низкий порог для подпадания операции под признаки подозрительной приводит к формированию большого объема отчетности, изучение которой затруднительно.
- Банк России в 2013 году внедрил механизмы риск-ориентированного подхода к надзору, а позже существенно модифицировал его. Благодаря этому существенно усложнились требования к лицензированию, что снижает риск перехода финансовых организаций под контроль преступников. Однако деятельность регулятора по отзыву лицензий неэффективна, а штрафы за нарушения системы ПОД/ФТ невелики.
- Россия улучшила законодательную базу для обеспечения прозрачности юридических лиц, что существенно затрудняет использования таких организаций для преступной деятельности. В частности, были усложнены требования для регистрации юрлица, применяются санкции за предоставление властям недостоверной информации или в случаях бездействия.
РЕКОМЕНДАЦИИ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Россия получила максимальную оценку по 2 "непосредственным результатам", хорошую — по 4, удовлетворительную — по 5.
Удовлетворительно: (IO.3) Надзор, (IO.4) Превентивные меры, (IO.7) Расследование и преследование — ОД, (IO.10) Превентивные меры и финансовые санкции — ФТ, (IO.11) Финансовые санкции — финансирование распространения ОМУ.
Хорошо: (IO.1) Риск, политика и координация, (IO.2) Международное сотрудничество, (IO.5) Юрлица и правовые механизмы, (IO.8) Конфискация.
Отлично: (IO.6) Финансовая разведка и (IO.9) Расследование и преследование — ФТ.
В случае с рейтингами по рекомендациям FATF Россия полностью соответствует 7: 2 (национальное сотрудничество и координация), 9 (законы о защите тайны финансовых учреждений), 15 (новые технологии), 20 (сообщения о подозрительных операциях), 29 (подразделения финансовой разведки), 31 (полномочия правоохранительных и следственных органов), 33 (статистика).
Система ПОД/ФТ государства в основном соответствует рекомендациям 1 (оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода), 3 (преступление отмывание денег), 4 (конфискация и обеспечительные меры), 5 (преступление финансирования терроризма), 8 (некоммерческие организации), 10 (надлежащая проверка клиентов), 11 (хранение данных), 13 (банки-корреспонденты), 14 (услуги перевода денег или ценностей), 17 (доверие мерам третьих сторон), 18 (внутренний контроль и зарубежные филиалы и дочерние компании), 19 (страны с более высоким риском), 21 (разглашение и конфиденциальность), 22 (надлежащая проверка клиентов — некоторых финансовых учреждений, нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП)), 23 (иные меры в отношении УНФПП), 24 (прозрачность и бенефициарные владельцы юрлиц), 26 (регулирование и надзор за финансовыми учреждениями), 27 (полномочия надзорных органов), 28 (регулирование и надзор за УНФПП), 30 (обязанности правоохранительных и следственных органов), 32 (курьеры наличных), 34 (руководящие принципы и обратная связь), 35 (санкции), 36 (международные правовые инструменты), 37 (взаимная правовая помощь), 38 (замораживание и конфискация), 39 (экстрадиция), а также 40 (иные формы сотрудничества).
Также страна получила рейтинг частичного соответствия рекомендациям 6 (целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма), 7 (целевые финансовые санкции, относящиеся к распространению ОМУ), 12 (публичные должностные лица), 16 (электронные переводы средств), 25 (Прозрачность и бенефициарные владельцы юробразований).
РЕАКЦИЯ ВЛАСТЕЙ
В ноябре замдиректора Росфинмониторинга Павел Ливадный сообщил что группа посчитала подход ЦБ РФ по борьбе с отмыванием излишне либеральным.
"Подход Центрального банка был признан излишне либеральным в сфере противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма. Так что, если будете критиковать ЦБ за жесткий надзор, имейте в виду, что с точки зрения международных экспертов надзор излишне либерален, слишком мягок, и может быть, даже недопустим с точки зрения международных стандартов", — сказал Ливадный.
Он пояснил, что речь идет о надзоре ЦБ как за банками, так и за другими финансовыми организациями.
"В частности, мы были покритикованы за отход от выездных проверок и переход в основном к камеральным. И, кроме того, было рекомендовано выделить в качестве отдельного кластера проверочной деятельности анализ обеспечения финансовыми организациями соответствие нормативам в сфере ПОД/ФТ", — сообщил замглавы Росфинмониторинга.
По словам чиновникам, руководство Центрального банка и Росфинмониторинг убеждали представителей FATF в том, что "надзор как раз эффективен". "Он позволяет нам, с одной стороны, обеспечить должное соблюдение антиотмывочного законодательства, достигнуть практических результатов, а с другой стороны, не слишком "кошмарить" бизнес", — сказал Ливадный.
Он отметил, что рекомендации по этому вопросу все равно были сформированы в отчете FATF. "А каким образом мы будем их реализовывать — это задача следующего года, поскольку по итогам официального опубликования отчета мы должны будем коллективно, государственные субъекты и частный сектор в качестве консультанта, выработать "дорожную карту" по устранению недостатков", — рассказал чиновник.
По его словам, были сформированы конкретные замечания по факторам, "которые привели к этим не самым блестящим результатам", даны рекомендации по устранению недостатков. "Прежде всего следует отметить, что было сконцентрировано внимание на необходимости усиления со стороны кредитных организаций работы по выявлению среди своих клиентов так называемых политически значимых лиц, их окружения, а также бенефициарных владельцев, клиентов, прежде всего, юридических лиц", — пояснил чиновник.
Он отметил, что замечание касалось буквального определения бенефициарных владельцев со стороны финансовых институтов. Они, по мнению FATF, слишком полагаются на ЕГРЮЛ при определении бенефициаров.
"Рекомендовано специально, как я уже отметил, усилить работу по управлению рисками обслуживания публичных должностных лиц с учетом высоких рисков коррупционных правонарушений по Российской Федерации в целом, что признается и руководством нашей страны, и, соответственно, международными структурами, и в рамках чего мы осуществляем профильную точечную работу по усилению антикоррупционного законодательства", — сказал Ливадный.
СПРАВКА
В сентябре 2002 года Россия прошла первый раунд взаимной оценки, в апреле 2003 года — второй. По их результатам РФ была исключена из "черного" списка FATF и стала ее полноправным членом. В 2008 году прошел третий раунд взаимной оценки.
С 2010 года РФ регулярно отчитывалась о прогрессе в улучшении национальной системы ПОД/ФТ. По итогам шестого отчета в 2013 году страна была снята с регулярного мониторинга до проведения четвертого раунда взаимных оценок.
Тогда FATF признала, что Россия добилась значительного прогресса в устранении ранее выявленных недостатков. Страна, в частности, повысила прозрачность в корпоративной сфере, запретила кредитным организациям открывать и вести анонимные счета, усилила меры по замораживанию активов террористов как внутри страны, так и по запросам других государств.
Следующий отчет об эффективности российской системы ПОД/ФТ будет представлен в феврале 2023 года.
FATF — это созданный в 1989 году межправительственный орган, который разрабатывает стандарты и содействует эффективному применению мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространения оружия массового уничтожения.
Стандарты FATF включают в себя рекомендации, а также пояснительные записки к ним и определения. Предусмотренные этими стандартами меры обязательны для всех членов организации. То, насколько соответствующие меры реализованы на практике, проверяется через систему взаимных оценок.
(1) Для получения полноты картины как по эффективности системы ПОД/ФТ юрисдикции в целом, так и ее составных частей, FATF проводит оценку по 11 так называемым "непосредственным результатам". "Непосредственные результаты" подробно описываются в специальном документе FATF — методологии оценки технического соответствия рекомендациям и эффективности систем ПОД/ФТ. Каждый из этих 11 результатов описывает одну из главных целей, которые должна достичь эффективная система ПОД/ФТ