Обратная связь как механизм повышения качества информирования о подозрительных операциях
Росфинмониторинг в выпуске № 26 журнала «Финансовая безопасность» рассказал о том, что вопрос повышения эффектности предоставления информации подотчетными организациями давно стал одной из основных проблем надзорной деятельности.
Результаты взаимных оценок показали уязвимости и недостатки в национальном режиме информирования о подозрительных операциях. Они проецируются и негативно сказываются на рейтингах сразу по нескольким непосредственным результатам.
При анализе эффективности национального режима ПОД/ФТ международные эксперты, как правило, анализируют макростатистику по динамике сообщений о подозрительных операциях (СПО), при этом, как показывает практика, оцениваемой стране желательно дать разбивку всего массива не только по годам и видам подотчетных субъектов, но также по критериям подозрительности, в соответствии с которыми были направлены СПО, и в данном случае хорошей практикой будет предоставление структуры СПО исходя из уровня риска операций, по которым были они сформированы. И конечно, команде оценщиков предоставляется разбивка СПО, связанных с отмыванием денег, и СПО, связанных с финансированием терроризма. Хорошей практикой является предоставление статистики по сообщениям о попытках совершения операций.
Среди относительных показателей рекомендуется использовать индекс финансовых расследований, этот показатель характеризует уровень трансформации СПО в конкретные финансовые расследования.
Но при этом не рекомендуется ограничиваться только указанным направлением, хотя оно и является основным, так как СПО могут использоваться также в рамках тактического и стратегического анализа, в надзорной деятельности при оценке комплаенс-рисков в поднадзорных субъектах и т. д.
Вторым не менее важным аспектом оценки эффективности режима информирования о подозрительных операциях являются результаты интервью с частным сектором. Применительно к финансовым организациям оценщики обращают внимание на процедурные моменты, на процесс формирования СПО с момента срабатывания так называемых алёртов до момента заполнения формата сообщения. Эксперты обращают внимание на соотношение объемов генерируемых сообщений в день с числом сотрудников комплаенса, которые занимаются анализом и фильтрованием сформированного в результате срабатывания красных флажков массива.
Существующие обзоры по лучшим практикам говорят о том, что такой уровень может достигать 90%, т. е. среди 100 операций, отобранных по результатам срабатывания алёртов, только 10 квалифицируются уполномоченными сотрудниками финансовой организации как подозрительные. Эти 10 сообщений сформировались в результате углубленного анализа экономической деятельности клиента, источников происхождения денежных средств или благосостояния клиента, соотнесения этой информации со сведениями о бенефициарном владении, анализа контекстуальных данных.
Уровень, объем аналитической обработки транзакций демонстрируется также через регламентацию принятия решения о направлении/ненаправлении СПО, а также посредством демонстрации информативности и содержательности самих СПО. У всех стран в форматах СПО существует возможность подробного описания тех обстоятельств, которые привели к квалификации операции как подозрительной в специальном поле. Хорошей практикой является описание не отдельной операции, а схемы с перечислением и характеристикой участников, но это уже в большей степени характерно для режима информирования о подозрительной деятельности, который работает в странах с англосаксонской системой. Для режима СПО важно описать дополнительные обстоятельства помимо алёртов, которые привели к квалификации операции как подозрительной.
В качестве доказательства наличия аналитики при обработке СПО, с одной стороны, и эффективности выявления новых рисков является демонстрация доли СПО, которые были сформированы не на основании нормативно закрепленных индикаторов, красных флажков. В Российской Федерации нормативно закреплены так называемые иные коды, по которым подотчетные субъекты направляют СПО, в случае если операция не подпадает под действующие индикаторы, т. е. когда они самостоятельно выявили подозрительный характер операции, исходя из объективных и субъективных факторов.
Анализ режима СПО, направленных нефинансовыми предприятиями и профессиями, немного отличается. Здесь в основе оценки также лежит статистика направления сообщений, и очень важный показатель — не только валовый объем и количество СПО, но и число и доля сообщающих субъектов. Во многих секторах существует высокий уровень концентрации, когда 90% сообщений формируется несколькими подотчетными субъектами. Это негативно воспринимается оценщиками, зачастую они делают выводы не только о неэффективности режима СПО, но и о слабом понимании субъектами рисков.
Большое внимание в этой связи оценщики обращают на структуру массива в разрезе подотчетных секторов, полагая, что она должна тесно коррелировать с уровнем риска конкретного сектора. Т. е. сектора с повышенным, значительным уровнем риска должны направлять больше сообщений, чем сектора с низким и умеренным уровнем риска. Этот момент необходимо учитывать, и рекомендуется в таких уязвимых секторах проводить более интенсивные профилактические обучающие мероприятия с целью повышения уровня осведомленности о требованиях законодательства и рисках в секторе. Именно благодаря такой адресной системной работе с сектором, когда надзорный орган выпускает руководства и методические рекомендации по направлению СПО, при этом снабжая их конкретными простыми примерами, когда доводятся типологии в доступной для восприятия форме, когда надзорный орган в беседе с субъектами объясняет важность направления СПО, о том, как оно используется, это всегда имеет стопроцентный эффект.
Следует отметить, что при оценке режима СПО УНФПП с учетом специфики, в том числе разового характера обслуживания, большое внимание уделяется учету не только и не столько объективных факторов, сколько субъективных аспектов квалификации операций как подозрительных, все, что связано с подозрительным поведением клиента, его излишней нервозностью и поспешностью, обеспокоенностью проводимыми процедурами надлежащей проверки клиентов и др. аспектами. В казино, например, могут использоваться аналитические инструменты мониторинга, разработанные на корпоративном уровне, а также на основе видеорасследований для выявления возможных необычных действий клиентов.
Здесь принципиально важно сформировать руководства по конкретным видам деятельности с описанием конкретных кейсов. Когда страны демонстрируют эффективность такой работы, т. е. издание методических рекомендаций ведет к увеличению потока СПО, это всегда положительно воспринимается экспертами. Вопрос срочности и оперативности информирования о подозрительных операциях также является предметом анализа, и здесь хорошей практикой является демонстрация того, что ПФР и надзорные органы фокусируют на этом внимание и принимают соответствующие меры во взаимодействии с подотчетными субъектами.
В странах англосаксонской системы достаточно распространен подход направления сообщений с высоким уровнем риска, т. е. когда имеется четкое понимание, что операция связана с ОД/ФТ. Как правило, это 24 часа с момента проведения операции. Идеологически данный подход основан на том, что в ситуации, когда у финансового института складывается четкое понимание, что операция связана с ОД, он не проводит расширенные меры НПК, а вместо этого оперативно направляет СПО со специальной пометкой, чтобы клиентом уже занимались правоохранительные структуры.
Безусловно, большое внимание оценщики уделяют и информированию об операциях, имеющих признаки связи с финансированием терроризма. Конечно, объем СПО по ФТ должен соотноситься с риск-профилем государства, но очень часто низкий объем СПО квалифицируется оценщиками как незнание и непонимание субъектами соответствующих рисков.
Ключевым элементом эффективной системы информирования о подозрительных операциях является система обратной связи, которую дают госорганы по направляемым СПО. Лучшие практики предоставления обратной связи были в свое время обобщены в специальном руководстве в 2006 году, размещенном на сайте ОЭСР. Отмечается ценность обратной связи не только для подотчетных учреждений, но и для ассоциаций, для правоохранительных и финансовых регуляторов и других государственных органов. В руководстве подчеркивается, что при формировании обратной связи не должны подвергаться риску раскрытия информации проводимые правоохранительные расследования.
Руководство обращает внимание на то, что в некоторых странах действуют строгие законы, которые не позволяют их ПФР раскрывать определенного рода информацию. Однако уполномоченные ведомства должны попытаться разработать механизмы и процедуры обратной связи, соответствующие их законам и административным системам, которые учитывают такие практические и правовые ограничения и стремятся обеспечить соответствующий уровень обратной связи. То есть ограничения не должны использоваться в качестве оправдания, чтобы избежать предоставления обратной связи, хотя они могут предъявить веские основания для гибкого использования этих руководящих принципов, с целью обеспечить адекватный уровень обратной связи для подотчетных учреждений.
Отмечается целый ряд причин, по которым следует предоставлять обратную связь. Главный смысл, это что обратная связь — это один из способов, с помощью которого правительство и правоохранительные органы могут внести свой вклад в партнерские отношения с финансовым сектором, она предоставляет информацию, которая демонстрирует финансовому сектору, что ресурсы и усилия, приложенные ими для сообщения о подозрительных операциях, имеют смысл и конкретные результаты.
Эмпирические данные свидетельствуют о том, что интенсивная обратная связь и сотрудничество с подотчетными секторами, и здесь намеренно делаются акценты на небанковских секторах, это всегда приводит к значительному увеличению СПО.
В руководстве выделяются наиболее распространенные формы обратной связи. Как уже отмечалось это типологии ОД/ФТ и здесь в руководстве отмечается, что помимо типологических исследований национальных ведомств важно сделать доступными для частного сектора аналогичные документы ФАТФ, третья форма - это обезличенные примеры отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, и здесь также работа по формированию обезличенных примеров проводится по линии Интерпола.
В странах, которые используют такую обратную связь, используемые примеры, как правило, являются уголовными делами, которые были завершены, либо потому, что уголовное разбирательство завершено, либо потому, что информирование о подозрительной операции или деятельности клиента не было обоснованным. Включение таких кейсов также считается полезным.
Каждый обезличенный кейс должен включать:
- описание фактов;
- краткое изложение результатов дела;
- при необходимости — описание запросов, сделанных ПФР;
- описание тех аспектов, приемов и подходов, которые характеризуют эффективность информирования, т. е. те уроки, которые следует извлечь из конкретного кейса. Это может быть полезным не только финансовым учреждениям и их сотрудникам, но и следователям правоохранительных органов.
Основная информация, на которой может основываться общая обратная связь, представляет собой статистику, касающуюся количества сообщений о подозрительных транзакциях и результатах в виде количества финансовых расследований, инициированных в результате анализа СПО.
Статистика является наиболее распространенной формой обратной связи и обычно включается в годовые отчеты или регулярные информационные бюллетени, например, публикуемые ПФР.
С позиций экономии человеческих ресурсов считается оптимальной публикация ежегодно набора статистических данных, она должна обеспечивать адекватную обратную связь в большинстве стран.
Важно, что руководство не ограничивается этими видами обратной связи, допуская иные формы и тематики взаимодействия с частным сектором по поводу информирования о подозрительных операциях.
Наиболее распространенным методом обратной связи являются ежегодные отчеты и регулярные информационные бюллетени или циркуляры. Как отмечалось выше, годовые отчеты могут содержать полезные статистические данные и описание тенденций отмывания денег. Короткий (например, четырехстраничный) информационный бюллетень или циркуляр, который публикуется на регулярной основе два или четыре раза в год, обеспечивает непрерывность контактов с отчетными учреждениями. Он может содержать обезличенные кейсы, новеллы законодательства, информацию о текущих методах отмывания денег.
Ряд ПФР предоставляют обратную связь путем личных встреч с финансовыми учреждениями. Многие страны и финансовые учреждения или их ассоциации опубликовали учебные видеокурсы. Такой метод связи предоставляет возможность прямой обратной связи персоналу подразделений ПОД/ФТ и фронт-офиса.
Говоря о конкретных странах можно привести в качестве примера подход Великобритании. Официальный сайт ПФР содержит большое количество информации, посвященной именно информированию со стороны подотчетных субъектов. Причем документы ориентированы на разную аудиторию с позиций уровня погружения в тематику.
Разъясняются даже базовые моменты, куда направляются сообщения и что с ними потом происходит. Как известно, в Великобритании распределенная система, при которой основной массив сообщений доступен непосредственно правоохранительным структурам, высокочувствительная информация остается в распоряжении ПФР или направляется исключительно в специализированные подразделения правоохранительных органов.
Формируются ежегодные отчеты, которые содержат заявление главы ведомства о важности работы по повышению качества информирования, сведения, описанные в руководстве, это статистика, примеры использования информации. Обезличенные кейсы доводятся ежеквартально в специальных бюллетенях, которые также размещены на сайте. Подробно описываются примеры информирования и заполнения сообщений о подозрительной деятельности.
В качестве основного механизма обратной связи Росфинмониторинг рассматривает Совет комплаенс, учрежденный в конце 2015 года. Сейчас Совет комплаенс служит важным каналом обмена информацией о новых рисках. На заседаниях Совета комплаенс представители Росфинмониторинга раскрывают статистику СПО в различных аналитических срезах. Доводится информация об оперативности информирования, т. е. среднем количестве дней, которое затрачивают финансовые институты на квалификацию операций как подозрительных. Недавно с участием членов Совета комплаенс начата работа по обобщению лучших практик реализации превентивных мер и подготовке на этой основе альбомов примеров.
Для обратной связи Росфинмониторинг использует и IT-технологии, и основной Regtech-инструмент — Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга. Ежеквартально готовятся и размещаются в Личном кабинете небольшие аналитические обзоры по СПО по каждому сектору.
Сейчас очень активно идет апробация еще одного IT-проекта — доведение до финансовых институтов через Личный кабинет индекса качества информационного потока. В данном случае на основе определенных алгоритмов будет формироваться оценка по наиболее значимым критериям, характеризующим эффективность информирования (оперативность, фокус на риски, характеристика взаимодействия с ПФР), и на этой базе — интегральная оценка.