Обзор рекомендаций Росфинмониторинга по проведению оценки рисков ОД/ФТ
Росфинмониторинг опубликовал на своем сайте методические рекомендации по проведению некоторыми организациями оценки рисков отмывания доходов и финансирования терроризма (ОД/ФТ).
К этим организациям служба относит те, которые осуществляют операции с денежными средствами или другим имуществом, и индивидуальным предпринимателям, за исключением поднадзорных ЦБ кредитных организаций и некредитных финансовых организаций.
ПРАВОВАЯ ОСНОВА
В своей работе Росфинмониторинг учитывал требования положений ряда документов:
- международные стандарты группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) по противодействию ОД/ФТ, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения (ФРОМУ);
- федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- постановление правительства РФ от 30.06.2012 № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов правительства РФ»;
- приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждения рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок».
При этом служба напоминает, что субъекты первичного финансового мониторинга должны оценивать собственные риски ОД/ФТ и принимать меры по их снижению, как этого требует 1 рекомендация FATF.
«Риск-ориентированный подход является основой для эффективного распределения ресурсов в рамках соблюдения режима противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», — указывает служба в документе.
ПРОГРАММА ОЦЕНКИ РИСКОВ
Субъекты первичного финансового мониторинга в рамках правил внутреннего контроля обязаны разработать программу оценки степени риска совершения клиентом операций, связанных с ОД/ФТ.
В эту программу должны быть включены разделы:
- методика оценки и присвоения клиенту степени риска до и после приема на обслуживание;
- порядок фиксирования результатов оценки риска ОД/ФТ;
- управление рисками ОД/ФТ, которое предусматривает меры по их снижению, смягчению возможных последствий.
При этом в методике оценки регулятор рекомендует предусмотреть классификацию рисков по категориям:
- связанные со странами и отдельными географическими территориями (страновые риски);
- связанные с клиентами (клиентские риски);
- связанные с продуктами, услугами, операциями или каналами поставок, совершаемыми клиентом (операционные риски).
Подробные перечни этих рисков служба раскрывает в своих рекомендациях. При этом организации могут добавлять использовать дополнительные классификаторы рисков.
ДО ПРИЕМА НА ОБСЛУЖИВАНИЕ
Оценка рисков до приема на обслуживание проводится в отношении клиентов:
- которым предполагается оказание услуг либо заключение сделок разового характера;
- которых планируется принять на обслуживание, осуществление более чем одной операции.
Сотрудники организации должны знать и понимать имеющиеся риски ОД/ФТ на национальном и секторальном уровнях, а также на уровне деятельности самого субъекта первичного финансового мониторинга.
При оценке рисков организации должны учитывать результаты национальной и секторальных оценок рисков, рекомендации регулятора, а также типологии ОД/ФТ. Эти материалы публикуются в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга, ресурсах международных организаций в сфере ПОД/ФТ и других источниках.
Решение о присвоении степени риска ОД/ФТ должно приниматься на основании мотивированного суждения, сформированного в процессе анализа информации о клиенте, его представителе, выгодоприобретателе и бенефициаре.
Помимо этого, организации обязаны учитывать информацию, полученную в рамках реализации программы изучения клиента правил внутреннего контроля.
К ней, в частности относятся, идентификационные данные, нахождение в перечнях* Росфинмониторинга, а также сведения о замораживании денежных средств или другого имущества. Полный список опубликован в методических рекомендациях службы.
ВО ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ
Организации обязаны проводить оценку риска при обслуживании клиента на основании информации, получаемой от него. Эту информацию они могут получать в процессе проведения операций, а также обновлении сведений, полученных при его идентификации и изучении.
При этом организации в своей работе должны сравнивать информацию о клиенте с программой оценки степени риска совершения им операций, связанных с ОД/ФТ.
Росфинмониторинг также вводит дополнительные основания для пересмотра уровня риска клиента:
- совершение клиентом операций, которые, по мнению организации, направлены на ОД/ФТ. К ним можно отнести операции по своему характеру соответствующие критериям и признакам необычных сделок, установленных приказом № 103;
- реализация в отношении клиента права отказа в выполнении распоряжения о совершении его операции с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренного пунктом 11 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ**;
- отсутствие по адресу места нахождения юрлица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени этой организации без доверенности;
- клиент взаимодействует с организацией только через представителя либо исключительно с использованием электронной почты (при отсутствии возможности связаться по телефону).
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ
Характер мер по ПОД/ФТ, применяемый организациями, должен зависеть от степени риска ОД/ФТ. Высокие риски ОД/ФТ требуют применения усиленных мер по надлежащей проверке клиента, низкие — упрощенных. При этом применение упрощенных мер недопустимо при наличии подозрений на ОД/ФТ.
Организации также должны проводить мониторинг присвоенного клиенту уровня риска ОД/ФТ, предусматривающий оценку факторов, на основании которых он был присвоен. Кроме того, организациям необходимо разработать процедуры по управлению рисками ОД/ФТ:
- порядок пересмотра присвоенного клиенту уровня риска ОД/ФТ;
- порядок применения мер, направленных на снижение риска ОД/ФТ.
ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ В РОСФИНМОНИТОРИНГ
Служба рекомендует организациям информировать Росфинмониторинг об актуальных рисках ОД/ФТ, имеющихся в их деятельности не реже одного раза в год или по мере выявления новых.
Эту информацию можно направлять электронной форме через личный кабинет субъекта первичного финансового мониторинга на портале Росфинмониторинга (раздел – «Риски ОД/ФТ» / «Исходящие»).
При этом в отчет о рисках ОД/ФТ следует включать информацию:
- перечень выявляемых рисков, с присвоенной им степенью (уровнем);
- обоснование присвоения выявляемым рискам соответствующих уровней риска;
- описание применяемых мер по управлению рисками;
- описание проблем, возникающих при выявлении соответствующих рисков;
- другие значимые, по мнению организации, сведения.
*Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения
**Субъекты первичного финансового мониторинга могут отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, иностранной структуры без образования юридического лица, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации в соответствии с положениями закона № 115-ФЗ, а также в случае, если в результате реализации правил внутреннего контроля у сотрудников организации возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма