Роль ФТС при реализации 32-й Рекомендации ФАТФ «Курьеры наличных»
Росфинмониторинг в выпуске № 25 журнала «Финансовая безопасность» рассказал о роли ФТС при реализации рекомендации ФАТФ, посвященной контролю перемещения наличных
Данные функции реализуются таможенными органами Российской Федерации в рамках отдельных рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). При подготовке к четвертому раунду взаимных оценок ФАТФ особое внимание было уделено эффективности применения мер, направленных на практическую реализацию международных стандартов ФАТФ. Одним из ключевых направлений в выполнении Рекомендаций ФАТФ является предотвращение финансирования терроризма. Как показал анализ международной и национальной практик, одним из способов финансирования террористической деятельности является использование наличных денежных средств, что требует от таможенных органов комплексного подхода к реализации 32-й Рекомендации ФАТФ «Курьеры наличных».
В целях выполнения данной Рекомендации таможенные органы осуществляют сбор и ежемесячную передачу в ФТС России информации о перемещении физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов на основании сведений, содержащихся в пассажирских таможенных декларациях. ФТС России на основании данной информации обеспечивает формирование информационного ресурса, содержащего указанные сведения, и использует его при проведении аналитической работы с целью выявления случаев перемещения крупных сумм наличной валюты (превышающих в эквиваленте 1 млн долларов США), а также так называемых «курьеров наличных». Сведения о перемещаемых денежных средствах и денежных инструментах ежемесячно передаются в правоохранительные органы (МВД России, ФСБ России) и Росфинмониторинг.
Кроме того, используемая таможенными органами автоматизированная информационная система позволяет физическим лицам осуществлять декларирование перемещаемых наличных денежных средств и денежных инструментов в электронном виде и обеспечивает автоматическое формирование соответствующей базы данных в режиме онлайн. В соответствии с Рекомендациями ФАТФ таможенные органы наделены полномочиями по приостановлению перемещения физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов при получении от правоохранительных органов или Росфинмониторинга информации об их причастности к легализации преступных доходов или финансированию терроризма. Для реализации таможенными органами указанных полномочий ФТС России в рамках автоматизации процесса подачи пассажирской таможенной декларации обеспечена загрузка перечня физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к финансированию терроризма, в автоматизированную информационную систему таможенных органов. Это позволяет осуществлять сверку сведений об указанных лицах с информацией из пассажирских таможенных деклараций в режиме реального времени в целях выявления и оперативного перекрытия каналов перемещения на территорию Российской Федерации денежных средств, используемых для финансирования террористической деятельности.
В настоящее время завершена работа по реализации положений Таможенного кодекса ЕАЭС в части установления случаев, предусматривающих представление физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и денежных инструментов. Решением Евразийской экономической комиссии с 1 февраля 2020 года установлено обязательное представление указанных документов при перемещении через таможенную границу ЕАЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, сумма которых превышает в эквиваленте 100 тыс. долларов США.
В целях создания эффективного инструмента противодействия незаконному перемещению наличных денежных средств и денежных инструментов ужесточены меры ответственности за их недекларирование или недостоверное декларирование. Основной новеллой в этой области стало установление уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и денежных инструментов в крупном размере (свыше 20 тыс. долларов США), предусматривающей в том числе ограничение свободы на срок до 4 лет. Существенно увеличены административные штрафы за данные виды нарушений с 2,5 тыс. рублей до двукратной суммы незадекларированных денежных средств и денежных инструментов, а также установлен альтернативный вид административного наказания в виде их конфискации. Реализованные меры позволили Российской Федерации в период прохождения четвертого раунда взаимных оценок ФАТФ получить рейтинг значительного соответствия по 32-й Рекомендации ФАТФ. Помимо выполнения 32-й Рекомендации ФАТФ ФТС России обеспечивает применение мер противодействия ОД/ФТ/ФРОМУ во внешнеэкономической деятельности. Важной задачей в данной области является борьба с незаконными финансовыми потоками, связанными с осуществлением внешнеторговых операций.
Проведенная в 2018 году национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов указала на высокий уровень риска использования в схемах легализации преступных доходов фиктивной внешнеэкономической деятельности, осуществляемой фирмами-однодневками. В связи с этим и в соответствии с 1-й Рекомендацией ФАТФ «Оценка рисков и применение риск-ориентированного подхода» задача по совершенствованию механизма противодействия сомнительным внешнеторговым операциям включена в публичную декларацию целей и задач ФТС России на 2019 год. Согласно указанной рекомендации ФТС России на постоянной основе проводит мероприятия по снижению рисков совершения сомнительных валютных операций, в том числе связанных с представлением в уполномоченные банки недействительных документов. Эта работа осуществляется во взаимодействии с Банком России с использованием инструментов антиотмывочного законодательства.
Эффективность данного взаимодействия подтверждается существенным сокращением объема сомнительных внешнеторговых операций с использованием деклараций на товары. По информации Банка России, в 2018 году по сравнению с 2015 годом их объем сократился более чем в 32 раза. По экспертной оценке ФТС России, в целом за последние три-четыре года предотвращен незаконный перевод денежных средств за рубеж на сумму более 3 млрд долларов США. В целях предотвращения и пресечения преступной деятельности фирм-однодневок ФТС России организована передача информации в ФНС России сведений о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате административных штрафов, а также отсутствующих по адресу государственной регистрации либо образованных через подставных физических лиц (для целей отказа в государственной регистрации фирмоднодневок или их исключения из Единого государственного реестра юридических лиц). По оценке ФТС России, такое информационное взаимодействие с налоговыми органами позволило, начиная с 2016 года, предотвратить реализацию сомнительных внешнеторговых сделок на сумму более 3,6 млрд долларов (из них в 2019 году — на сумму 1,2 млрд долларов).
Дополнительно ФТС России подготовлен ряд законодательных инициатив, которые отражены в подготовленном Минфином России проекте федерального закона, предусматривающего формирование принципиально новой системы контроля за сомнительными валютными операциями, ориентированной на предотвращение противоправной деятельности недобросовестных организаций. Закрепление данного механизма на законодательном уровне существенно повысит эффективность реализации Российской Федерацией 2-й Рекомендации ФАТФ «Национальное сотрудничество и координация». В целях формирования правовых основ международного сотрудничества в сфере трансграничных валютных операций и обеспечения выполнения 40-й Рекомендации ФАТФ «Иные формы сотрудничества» ФТС России ведется работа по организации информационного взаимодействия с таможенными и иными уполномоченными органами иностранных государств. ФТС России разработаны типовые проекты международных соглашений, которые предусматривают обмен сведениями о декларировании физическими лицами наличных денежных средств и денежных инструментов, а также о сомнительных финансовых операциях, осуществляемых в рамках внешнеторговой деятельности.
Продвижение инициатив о заключении соответствующих соглашений осуществляется как в двустороннем формате, так и на различных международных площадках под эгидой ФАТФ и Всемирной таможенной организации. С рядом стран соглашения об обмене информацией о декларировании наличных денежных средств и денежных инструментов уже подписаны, завершается работа по согласованию документов сотрудничества в сфере противодействия сомнительным финансовым операциям с отдельными странами СНГ. Ряд стран Европейского союза и Латинской Америки также выразили заинтересованность в подписании соответствующих договоров. В рамках реализации 6-й и 7-й Рекомендаций ФАТФ «Целевые финансовые санкции, относящиеся к терроризму и финансированию терроризма (распространению оружия массового уничтожения)» таможенные органы обеспечивают применение установленных Советом Безопасности ООН санкций, касающихся запретов на перемещение через таможенную границу ЕАЭС отдельных категорий товаров.
Требования более 20 резолюций Совета Безопасности ООН имплементированы в систему управления рисками таможенных органов, в соответствии с которой в случае необходимости проводится таможенный досмотр, отказ в выпуске товаров либо их конфискация. Дополнительно в систему управления рисками интегрированы перечни лиц, в отношении которых Советом Безопасности ООН введены ограничения. ФТС России определен пошаговый порядок действий должностных лиц таможенных органов в случае выявления соответствующих рисков. В 2018—2019 годах результаты проводимой ФТС России работы по совершенствованию национальной системы противодействия ОД/ФТ/ФРОМУ неоднократно рассматривались на площадках Всемирной таможенной организации, ФАТФ и получили положительную оценку со стороны представителей данных организаций.