ЦБ рекомендовал учитывать статус ПДЛ у бенефициарных владельцев при оценке риска
16 января в «Вестнике Банка России» (№ 2 (2054)) опубликованы "Методические рекомендации по работе с отдельными категориями клиентов" (утв. Банком России 27.12.2018 № 33-МР).
В документе содержится рекомендация регулятора кредитным организациям и некредитным финансовым организациям принимать меры для целей установления наличия (отсутствия) у бенефициарных владельцев клиентов статуса иностранного публичного должностного лица, должностного лица публичной международной организации, российского публичного должностного лица (ПДЛ).
В качестве одной из возможных мер, направленных на выявление ПДЛ, названа возможность использования информации российских компаний, предлагающих соответствующие информационные продукты.
Функционал, позволяющий выявлять факт принадлежности лица к категории публичных должностных лиц и (или) к ближайшему окружению таких лиц, реализован в сетевом издании X-Compliance, разработанном компанией группы «Интерфакс» АО «Финмаркет».
В частности, X-Compliance содержит постоянно обновляемый массив данных о публичных должностных лицах (в том числе – об иностранных и российских публичных должностных лицах, должностных лицах публичных международных организаций), сведения об актуальных российских и международных негативных листах, а также исчерпывающие данные о юридических лицах, необходимые для целей исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Благодаря использованию, анализу и систематизации сведений из открытых, заслуживающих доверие источников, X-Compliance позволяет в рамках функционала «одного окна» в том числе:
- осуществлять формирование и последующее обновление анкеты (досье) клиента в соответствии с требованиями действующего законодательства («Положения об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 499-П, а также «Положения об идентификации некредитными финансовыми организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 444-П);
- выявлять факт принадлежности лица к категории публичных должностных лиц и (или) к ближайшему окружению таких лиц;
- выполнять построение структуры собственности лица и выявлять бенефициарного владельца клиента – юридического лица;
- выявлять признаки, которые могут свидетельствовать о повышенном риске осуществления клиентом и связанных с ним лиц легализации (отмывания) денежных средств и финансирования терроризма и, как следствие, - о необходимости уделить повышенное внимание такому клиенту и (или) реализовать в отношении него комплекс мер, предусмотренных действующим законодательством и Правилами внутреннего контроля организации;
- выявлять факторы, оказывающие влияние на оценку степени (уровня) риска клиента в категории «страновой риск» в соответствии с требованиями Положения Банка России от 02.03.2012 № 375-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
- осуществлять анализ источника происхождения денежных средств государственных служащих Российской Федерации (путем осуществления анализа данных, доступных в декларациях о доходах и имуществе);
- осуществлять проверку представленных клиентом сведений о его деловой репутации (в том числе – путем выявления фактов наличия негативных публикаций о клиенте/его деятельности в средствах массовой информации);
- выявлять факт наличия сведений о лице в негативных списках (в том числе – международных).