Антикоррупционное бюро Латвии заинтересовалось ситуацией с airBaltic, но нарушений не нашло
Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Латвии в курсе событий вокруг латвийской национальной авиакомпании airBaltic, но, изучив публично доступную информацию, не обнаружило признаков возможного участия должностных лиц в коррупционной деятельности или других нарушениях закона, сообщает BNS.
Авиакомпания airBaltic, которая за 29 лет работы получила от государства
526 млн евро, планирует размещение акций на бирже для финансирования
бизнес-плана. Латвийское правительство в рамках подготовки airBaltic к IPO
планирует упростить структуру ее акционерного капитала и снизить его размер на
571,3 млн евро, а высвобождаемые средства направить на погашение убытков,
полученных компанией в прошлые годы. Компенсации акционерам (в том числе
государству, владеющему 97,97% акций) в связи с уменьшением капитала не
предусмотрены.
После объявления этих планов депутаты альянса оппозиционных
политических партий "Объединенный список" решили обратиться в
прокуратуру. Как говорится в заявлении альянса, последние решения правительства
в отношении airBaltic вызвали серьезную обеспокоенность по поводу возврата
сотен миллионов евро налогоплательщиков, соблюдения принципов хорошего
управления, передает "Интерфакс".
Как сообщил журналистам после встречи с министром сообщения
Латвии Каспарсом Бришкенсом председатель парламентской фракции
"Объединенного списка" Эдгарс Таварс, фракция не получила четкого
ответа на вопрос о том, будут ли и в каком объеме возвращены вложенные
налогоплательщиками в airBaltic средства. Как считает Таварс, на это необходимо
обратить внимание генерального прокурора.
"Мы получили информацию о том, что вначале в кабинет
министров была подана версия, которая не предусматривала столь резкого
уменьшения капитала компании и возможную потерю денег налогоплательщиков",
— сказал Таварс, добавив, что после согласования с другими министерствами было
принято другое решение. "У нас обязательно будут вопросы к премьер-министру",
— подчеркнул он.
Президент Латвии Эдгар Ринкевич раскритиковал Бришкенса,
отметив, что коммуникация министра сообщения по ситуации с airBaltic была
"абсолютно провальной". По его словам, министр сообщения как
ответственный за отрасль обязан не только предлагать правительству решения, но
и своевременно, понятно и аргументированно объяснять их обществу.
В свою очередь Бришкенс заявил журналистам, что ему нечего
скрывать от депутатов, и он не боится "непопулярных решений". А те
нерешенные вопросы, которые он и его команда сейчас пытаются решить, возникли
не во время его руководства отраслью.
Комментируя планы IPO, министр сообщения ранее отмечал, что
государство получает от airBaltic налоги, рабочие места и налаженное
авиасообщение. "Если компания успешно проведет IPO, мы ожидаем, что
предприятие будет прибыльным, и государство продолжит получать косвенные выгоды
и финансовую выгоду", — сказал Бришкенс.
Согласно обнародованным планам, airBaltic в ходе IPO
планирует привлечь около 300 млн евро. По итогам IPO латвийское государство
должно сохранить в капитале перевозчика не менее 25% плюс 1 акцию. Сейчас со
стратегическим инвестором airBaltic ведутся переговоры о продаже не контрольного,
а миноритарного пакета перед первичным публичным размещением или в процессе
самого IPO, а также о возможном совместном участии государства и инвестора в
IPO.
В настоящее время миноритарный акционер — компания Aircraft
Leasing 1, принадлежащая датскому предпринимателю Ларсу Тусену, владеет 2,03%
перевозчика.
Авиакомпания airBaltic по итогам 2023 года получила аудированную чистую
прибыль в размере 33,652 млн евро против 54,219 млн евро чистого убытка в 2022
году. Ее оборот возрос на 33,5% — до 667,982 млн евро.
В прошлом году компания перевезла 4,536 млн пассажиров, что
на 35,7% больше, чем в 2022 году.