Банки массово подключают россиянам платные услуги без согласия — СМИ
Россияне все чаще сталкиваются с автоматическим подключением платных услуг по банковским картам — без явного согласия. Как выяснили "Известия", это стало массовым явлением, о чём свидетельствуют многочисленные жалобы клиентов на различных площадках. с автоматическим подключением платных услуг по банковским картам — без явного согласия.
Жалобы поступают на Альфа-банк, Газпромбанк, Ак Барс Банк, а также другие крупные кредитные организации. Люди сообщают о неожиданных списаниях за SMS-уведомления, премиальные пакеты или обслуживание кредиток, полученных якобы "бесплатно".
Так, клиенты Альфа-банка жалуются на списания по 99 рублей в месяц за уведомления по дебетовым картам и по 159 рублей — по кредитным. Причём списания начинаются без прямого согласия клиента. Представители банка ссылаются на уведомления в виде push-сообщений, которые пользователи часто не замечают. В одном случае пожилая женщина накопила долг свыше 8 тысяч рублей из-за невидимых списаний, но после жалобы её родственников деньги были возвращены.
Газпромбанк подключает пакет "Плюс" за 299 рублей в месяц, в который входят уведомления и другие "привилегии". Один из клиентов сообщил, что автопродление этой подписки продолжалось даже после нескольких обращений в поддержку. Другой пользователь рассказал, как ему оформили «бесплатную» кредитку, а позже списали 3490 рублей за её обслуживание.
В Ак Барс Банке клиента уверяли, что услуга бесплатная, но впоследствии списали деньги за привилегированный пакет. В Кредит Европа Банке человеку прямо заявили: без подписки на платную услугу кредит не дадут. У клиентов Совкомбанка подписки "появляются сами", в частности после передачи портфеля от Хоум Банка.
В некоторых случаях, как, например, с клиентом ПСБ, отключение платных уведомлений требует поиска скрытого раздела в приложении.
В условиях замедления кредитования — на фоне ключевой ставки в 21% и заградительных ставок по кредитам до 40% — банки пытаются поддерживать прибыль за счёт скрытых комиссий, поясняют эксперты. По данным ЦБ, портфель займов физлицам постепенно сокращается.
Большинство клиентов не замечает галочки о согласии на платные услуги в договорах, либо не знает, что может потребовать их исключения. Юристы банков формально соблюдают закон, но это не отменяет нарушения прав, считают эксперты.
ЦБ России назвал практику сокрытия платных услуг недопустимой. Несмотря на это, регулятор не фиксирует роста обращений. Однако с 1 сентября 2025 года вступают в силу поправки к закону о защите прав потребителей: банки будут обязаны исключить предварительно выставленные согласия и получать явно выраженное согласие клиентов.
За навязывание допуслуг банкам грозят штрафы до 300 тыс. рублей. Но выгоды от комиссий пока многократно превышают эти суммы, указывают в агентстве "Эксперт РА".
Как защититься:
- внимательно читать договоры и требовать удаления нежелательных пунктов,
- отказываться от допуслуг по телефону под запись,
- сохранять переписку и скриншоты из приложений,
- направлять жалобы в ЦБ, Роспотребнадзор и к финомбудсмену.
Эксперты также предлагают ввести единый стандарт банковских приложений с обязательными функциями: подтверждение информированного согласия, логирование действий и возможность сохранить историю взаимодействия со службой поддержки.