Комитет Госдумы рекомендовал доработать ряд норм законопроекта о дистанционных вкладах и реестре финплатформ
Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал в первом чтении законопроект, уточняющий правила информирования физических лиц об условиях вкладов при дистанционных сделках и регламентирующий расчеты через финансовые платформы, но рекомендовал авторам доработать ряд положений. Заключение комитета на законопроект (N829929-8) опубликовано в электронной базе данных парламента.
Согласно действующему законодательству, при применении переменной процентной ставки банки должны указывать значение процентной ставки на дату заключения договора. Теперь формулировка уточняется и предлагается указывать ее на дату подписания договора, уточняет "Интерфакс". Информация об изменении процентной ставки должна предоставляться вкладчику не позднее чем через три рабочих дня с момента ее изменения. Данные изменения, согласно пояснительной записке, призваны учитывать случаи совершения дистанционных сделок, при которых моменты подписания и заключения договора банковского вклада могут не совпадать.
"Не в полной мере остается ясным, о каких случаях несовпадения момента подписания и заключения договора банковского вклада отмечено, в том числе в пояснительной записке к законопроекту, т.к. момент подписания сделки фактически является моментом ее заключения и начала исполнения сторонами, если иное не будет установлено в соглашении", — говорится в заключении комитета.
Согласно законопроекту, ЦБ получает право устанавливать не только форму, но и порядок заполнения таблицы условий вклада, что, по замыслу авторов, позволит регулятору обеспечить гибкий подход с учетом используемых на финансовом рынке способов совершения сделок и договорных конструкций. Эта норма не встретила возражений со стороны комитета.
Законопроект вносит изменения, касающиеся расчетных услуг операторов финансовых платформ, уточняет режим работы специального счета. Вводится возможность перечисления средств между бенефициарами на одном специальном счете без изменения общего остатка средств. В пояснительной записке авторы подчеркивают, что это необходимо для упрощения и ускорения расчетов, а также снижения издержек их участников.
Законопроект также предлагает, чтобы в реестр операторов финансовых платформ вносились не только сведения о получении статуса, но и данные о том, что оператор начал или прекратил проводить расчеты по сделкам через электронную платформу. Комитет поддерживает эту идею, но отмечает несогласованность в реализации.
Сейчас статья 11 закона, в который предлагается внести изменение ("О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы"), регулирует только порядок получения статуса оператора, то есть описывает процедуру для юридического лица, которое еще только подает заявление и ждет решения Банка России. В ней нет правил для операторов, которые уже действуют. В итоге законопроект вводит новое требование (вносить сведения о расчетах), но не прописывает, как именно это будет происходить: кто и каким образом будет подавать информацию, как Банк России будет принимать решение и включать эти данные в реестр.
"Проектируемый порядок включения сведений об осуществлении (прекращении осуществления) оператором финансовой платформы расчетов по сделкам, совершенным с использованием электронной платформы, в реестр операторов финансовой платформы отсутствует", — отмечает комитет.
Законопроект планируется рассмотреть в первом чтении в ходе пленарного заседания 23 сентября. В случае принятия закон вступит в силу со дня его официального опубликования.