Законопроект о передаче под контроль ЦБ регулирования сервисов покупок в рассрочку принят в I чтении
Госдума приняла в первом чтении законопроект о передаче под контроль ЦБ регулирования сервисов покупок в рассрочку BNPL (buy now, pay later — покупай сейчас, плати потом). С 1 декабря 2025 года, максимальный срок рассрочки составит шесть месяцев, с 1 декабря 2027-го он будет ограничен четырьмя месяцами. Предельный размер покупки в рассрочку без передачи сведений в бюро кредитных историй установлен на уровне 15 тыс. рублей, но его планируется повысить до 50 тыс. рублей.
Законопроект (N689381-8) был внесен в парламент в августе 2024-го группой депутатов, отмечает "Интерфакс".
C помощью сервисов BNPL покупатели могут оплачивать товар по
частям, без переплат, а продавцы сразу получают полную стоимость покупки. При
этом такие посредники не заключают с потребителем договор кредита и их услуги
не регулируются. Принятый в первом чтении законопроект определяет статус
посредника, который будет выполнять функции оператора сервиса рассрочки. Таким
посредником может выступать юридическое лицо, зарегистрированное в форме
хозяйственного общества, а также банк или микрофинансовая организация. Если
оператором сервиса рассрочки является не банк и не микрофинансовая организация,
его минимальный размер капитала должен составлять не менее 5 млн руб.
Законопроект наделяет ЦБ полномочиями регулировать
деятельность BNPL-сервисов, вести реестр операторов.
Согласно документу, максимальный срок рассрочки с 1 декабря
2025 года (дата вступления в силу закона) составит шесть месяцев, а с 1 декабря
2027-го не сможет превышать четыре месяца. Максимальный лимит на сумму покупок
в сервисах рассрочки без передачи данных в бюро кредитных историй установлен в
15 тыс. рублей. Если сумма превысит этот порог, оператор будет обязан направить
информацию в БКИ.
В ходе выступления в парламенте первый заместитель
председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев сообщил,
что данный порог предлагается повысить до 50 тыс. рублей, соответствующие
поправки будут внесены ко второму чтению.
В законопроекте прописан запрет на использование сервиса
рассрочки для иностранных продавцов. "Оператор сервиса рассрочки не вправе
исполнять поручения пользователя по оплате товаров (работ, услуг, результатов
интеллектуальной деятельности), которые приобретаются у продавцов
(исполнителей, подрядчиков, лицензиаров (сублицензиаров), не являющихся
российскими юридическими лицами или индивидуальным предпринимателями", —
говорится в тексте законопроекта.
То есть, сервисы рассрочки согласно законопроекту, не могут
использоваться для покупок у иностранных компаний или ИП, что фактически
ограничивает их применение только российскими продавцами.
Ранее правительство в своем отзыве предлагало исключить этот
запрет. "Из законопроекта необходимо исключить запрет для оператора
исполнять поручение по оплате объектов рассрочки, приобретаемых у продавцов
(исполнителей, подрядчиков, лицензиаров (сублицензиаров)), которые не являются
российскими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями", —
говорилось в тексте отзыва правительства.
Кроме того, правительство указало на необходимость уточнения
понятия "сервис рассрочки", поскольку оно не раскрыто в федеральных
законах. Также в документе предлагается более четко разграничить сферу
регулирования — закон не должен распространяться на прямые отношения между
покупателем и продавцом без участия посредника.