Китайский автоконцерн Chery рассматривает уход из России из-за санкций и ради листинга на Гонконгской бирже
Китайский автопроизводитель Chery Automobile планирует провести листинг на Гонконгской бирже, чтобы привлечь до 9,1 млрд гонконгских долларов ($1,2 млрд), пишет издание Nikkei со ссылкой на документацию компании к IPO. При этом, в документе указывается, что для соблюдения санкций и экспортного контроля рассматривается уход бренда из России, но в российском подразделении автоконцерна опровергли эту информацию, пишет "Коммерсантъ".
В документе Chery говорится, что компания "начала сокращать свои операции в России" и что в апреле ее дочерняя компания, существующая с 2005 года, заключила соглашения с тремя неназванными компаниями. По условиям контракта Chery передает контрагентам имеющиеся запасы легковых автомобилей бренда Chery и суббрендов Exeed, Omoda и Jaecoo, а также гарантийные обязательства и локальные сбытовые сети по этим маркам. Соответствующая сделка была закрыта 31 июля и, как отмечается в документации, аналогичное соглашение планируется по российским активам и обязательствам, связанным с маркой Jetour.
"Ожидается, что к 2027 году мы постепенно сократим присутствие существующих брендов и дистрибуционных каналов в России. В то же время, наращивая долю на зарубежных рынках, мы активно расширяем присутствие в других странах, чтобы минимизировать влияние сворачивания российского бизнеса на операционные и финансовые показатели", — говорится в проспекте эмиссии.
Также в документе указано, что компания "прекратила операции с Ираном и Кубой" наряду с Россией с конца прошлого года, чтобы "смягчить санкционные риски".
Однако в российском подразделении автоконцерна опровергли эту информацию, заявив, что "бренд Chery не уходит с российского рынка".
Отметим, что среди всех зарубежных рынков Россия является для Chery крупнейшим (и вторым по величине после китайского): на нее пришлось 25,5% от общего объема выручки в 2024 году и 17,7% годом ранее — это более 40 млрд юаней ($5,6 млрд). Chery, наряду с другими китайскими автопроизводителями, такими как Great Wall Motor и Geely Auto, в полной мере воспользовался вакуумом на автомобильном рынке в РФ, который образовался из-за ухода западных концернов после начала СВО, отмечает Nikkei.
По состоянию на конец марта у компании было 372 дилера с 687 торговыми точками в России. По данным "Автостата", по итогам восьми месяцев 2025 года бренд Chery занимал третье место по продажам новых легковых автомобилей с долей 10,33%.
"Интерфакс" напоминает, что локальное производство в России автомобилей на технологической базе Chery наладила по полному циклу российская автомобильная группа AGR при участии китайского партнера — компании Defetoo. В рамках заключенного специнвестконтракта (СПИК) на бывшем автозаводе Volkswagen в Калуге в августе-сентября стартовал выпуск моделей Tenet T7 (идентичен Chery Tiggo 7L), Tenet T4 (Chery Tiggo 4) и Tenet T8 (Chery Tiggo 8 Plus).
Между тем, ожидается, что акции автопроизводителя начнут торговаться на Гонконгской бирже 25 сентября, за день до этого будет объявлена окончательная цена предложения. В целом Chery предлагает 297,4 млн акций в ценовом диапазоне от 27,75 до 30,75 гонконгских долларов, говорится в документе.
Автоконцерн заявляет, что около 20% чистой выручки от IPO будет использовано для разработки и расширения линейки электромобилей и гибридов, еще 20% выручки будет направлено на зарубежную экспансию.