Рекомендации по управлению Комплаенс рисками на быстрорастущих рынках постсоветского пространства (часть II)
Мы публикуем ряд материалов о развитии Комплаенс риск менеджмента в республиках бывшего Советского Союза и хотим поделиться базовыми рекомендациями по управлению Комплаенс рисками в компаниях.
Рекомендации по выполнению Регуляторных критериев
Критерий № 1. Обязательство со стороны руководства и четко обозначенная позиция по борьбе с коррупцией
- Обратите внимание на степень вовлеченности в вопросы Комплаенс руководителей.
Поговорите с руководителем, отвечающим за бизнес в той или иной стране региона о Комплаенсе. Если в ответ вы услышите: «Все замечательно, у нас должны быть политики, но сам не знаю какие именно» или «Да, у нас там есть Комплаенс (юрист) вот они этими... этими... ну в общем, сами знаете, чем, вроде как занимаются» - возможно, у вас появится желание узнать поглубже о фактическом состоянии дел.
- Активное обучение – залог вовлеченности сотрудников.
На своем опыте мы знаем, что для обеспечения вовлечения людей в те или иные процессы, целесообразно использовать различные методики. Например, мы работали с организациями, где для повышения осведомленности персонала о корпоративном кодексе этики проводились конкурсы. Другие компании, поддерживая творческий дух сотрудников, предлагали написать стихи или проиллюстрировать рисунками положения кодекса. Результат использования инновационных подходов очевиден: вы вовлекаете сотрудников в процесс обучения, знакомите широкую аудиторию с Комплаенс тематикой и на практике «завоевываете сердца» сотрудников в рамках призыва руководства. Это один из примеров.
- Коммуникации
Направление персоналу электронных сообщений руководителем, отвечающим за бизнес в той или иной стране, является действенным инструментом, особенно когда речь идет об огромной России или обширном Казахстане. Люди в разных уголках страны будут читать сообщения от руководства и очень четко слышать «Тон сверху». Также в ряде случаев можно использовать сноску в электронной подписи директора, упоминающей о возможности обратиться непосредственно к нему в случае возникновения сомнения или вопросов относительно возможного внутреннего нарушения.
Критерий № 2. Кодекс этики и Комплаенс политики
- Пожалуйста, удостоверьтесь, что ваш кодекс этики переведен на родной язык персонала. При размещении кодекса на корпоративном вебсайте предварительно попросите носителя языка среди знакомых вам сотрудников проверить, насколько перевод текста будет понятен читателю. Всегда есть риск того, что потребуются редакционные правки, чтобы избежать мыслей и смыслов, «потерянных в процессе перевода». Соответственно, ваши корпоративные политики должны содержать понятную для читателя фразеологию и быть написаны на доступном языке.
- Корпоративные политики (регламенты) (даже если они приняты на уровне штаб-квартиры) могут не в полной мере соответствовать локальному законодательству, в рамках которого антикоррупционные ограничения могут быть даже жестче, чем в регламентах. Соответственно, очень важно, чтобы регламенты были адаптированы под каждую конкретную страну. Только в этом случае местный персонал будет точно знать «правила игры», а не руководствоваться туманными общими требованиями.
Критерий № 3. Надзор, самостоятельность и ресурсы
- Иногда Комплаенс функционал передается в качестве «общественной нагрузки» отделу кадров или юристам. Происходит это зачастую ввиду бюджетных ограничений или для целей формального выполнения указания головного офиса о «назначении Комплаенс человека». Мы не рекомендуем следовать этому примеру: вполне вероятна ситуация конфликта интересов, ведь исторически внутрикорпоративные ожидания от кадровиков и юристов не дублируют функционал Комплаенс специалистов. По нашим оценкам, приблизительно в 20% ситуаций, несущих повышенный риск для компаний из-за конфликта интересов, «совместитель» может принять решение, несовместимое с корпоративными регламентами.
- Иногда международные фирмы нанимают специалистов с целью управления антикоррупционными рисками в рамках страны или даже региона на вакансии в самом низу своих организационных структур. То есть технически человек есть, однако, у него, по сути, отсутствует возможность повлиять на бизнес-решения и, соответственно, на снижение коррупционных рисков.
Об авторе:
Тимур Хасанов-Батыров является комплаенс экспертом с многолетним опытом работы в России и странах СНГ. Его практический опыт включает внедрение комплаенс программ на основе международных стандартов в различных индустриях, включая энергетический сектор и фармацевтический бизнес. Магистр права Юридического факультета Университета Миннесота (США), имеет сертификацию по предотвращению хищений (Великобритания) и Комплаенсу (Москва) от Школы бизнеса Манчестерского университета. Автор практического пособия «50 рекомендаций по внедрению комплаенс программ на пост-советском пространстве».
Тимуру можно написать по электронному адресу: tkhasanovbatirov@gmail.com