FATF 21.01.25 опубликовала доклад о принимаемых мерах по ПОД/ФТ в Ираке
FATF опубликовала доклад о принимаемых мерах по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в Ираке.
Ирак демонстрирует хорошее понимание рисков ФТ, связанных с ИГИЛ, как основной террористической угрозой, в то время как их понимание рисков ФТ, не связанных с ИГИЛ и другими организациями, менее точное. Ирак не имеет достаточного понимания того, как перемещаются средства, а также как уязвимости отдельных секторов в стране используются в связи с этими рисками ФТ.
Что касается рисков ОД, понимание на субнациональном уровне, особенно в Курдистанском регионе, все еще развивается. Это ограниченное понимание связано с теневой экономикой и использованием наличных денег, при этом различные виды преступной деятельности не были всесторонне проанализированы. Особенно это касается сложных схем ОД, таких как транснациональные преступления, ОД, связанное с коррупцией и торговлей людьми, или тех сфер, где расследования, связанные с киберпреступлениями, еще не проводились. Кроме наркоторговли, национальная оценка рисков также недостаточно учла внешние угрозы, с которыми сталкивается Ирак.
Национальные политики и действия Ирака не в полной мере учитывают риски ОД и ФТ. Ограниченное понимание сложных схем ОД, структурных и секторальных уязвимостей, а также угроз ОД, связанных с определенными видами преступлений, может привести к низкой эффективности реализации этих политик.
Власти Ирака хорошо сотрудничают в делах, связанных с ОД и ФТ, но это сотрудничество существенно ограничено в вопросах, связанных с распространением оружия, несмотря на вызовы, с которыми Ирак сталкивается в контексте рисков финансирования распространения оружия.
Правоохранительные органы в Ираке получают доступ к финансовой разведке и другой информации напрямую или косвенно и используют ее для сбора доказательств и отслеживания преступных доходов в соответствии с рисковым профилем Ирака. Пробелы в количестве и качестве сообщений о подозрительных операциях негативно сказываются на поддержке, которую может предоставить Управление для выявления ОД, связанных преступлений и ФТ, а также отслеживания преступных доходов, особенно в секторах, где присутствуют риски ОД/ФТ.
В Ираке существует центральный орган, ответственный за выявление преступлений, связанных с ОД, — это специализированные следственные суды по вопросам добросовестности, ОД и экономическим преступлениям. Иракские власти обладают техническими навыками для проведения параллельных финансовых расследований, однако им необходимо дальнейшее совершенствование, так как они недостаточно использовали эти навыки для инициирования расследований по ОД и выявления случаев ОД.
Кроме того, судебные преследования составляют очень небольшой процент от общего числа расследований по ОД, при этом большинство дел о судебном преследовании касались самоотмывания, а большинство вынесенных приговоров — по отдельным случаям ОД.
Применяемые санкции считаются соразмерными и сдерживающими, однако санкции, наложенные на обвиняемых, которые были осуждены заочно за ОД, не выглядят ни соразмерными, ни сдерживающими.
Ирак недавно разработал стратегию, направленную на повышение эффективности конфискации в рамках стратегического плана на 2023–2025 годы, где конфискация рассматривается как одна из основных целей политики. Ирак конфисковал значительные суммы доходов, полученных от коррупции.
Конфискация также охватывает все серьезные преступления в различной степени и в целом соответствует рисковому профилю Ирака. Иракские власти ранее не конфисковывали имущество эквивалентной стоимости в случаях, когда подлежащие конфискации средства были уже утрачены, вместо этого они накладывали штраф, эквивалентный стоимости утраченных средств, если у обвиняемого отсутствовало имущество эквивалентной стоимости.
Кроме того, Ираку удалось вернуть из-за рубежа средства, связанные с коррупцией, однако это не распространялось на средства, полученные от других предикатных преступлений (за исключением национальных древностей), в частности, от наркоторговли, учитывая ее транснациональный характер. Значительные суммы средств были конфискованы в результате выявления ложных деклараций или их отсутствия, несмотря на низкое количество сообщений о задержаниях.
Помимо этого, в случаях отсутствия декларации или подачи ложной декларации применяются соразмерные и сдерживающие штрафы.
Расследования и преследования различных видов деятельности, связанных с ФТ в Ираке, проводятся, хотя это не всегда соответствует рисковому профилю и угрозам ФТ, которым подвергается Ирак, включая угрозы ФТ, связанные и не связанные с ИГИЛ
Расследования по финансированию терроризма в основном зависят от дел, связанных с терроризмом, и в меньшей степени от независимых источников, что приводит к низкому количеству дел, посвященных исключительно ФТ, или дел, не связанных с террористическими актами в Ираке.
Преступления, связанные с ФТ в Ираке, имеют связь с транснациональной организованной преступностью, а санкции, применяемые в случае осуждения за преступления FT, считаются соразмерными и сдерживающими. В некоторых случаях принимаются во внимание обстоятельства обвиняемых в делах, связанных с ФТ.
Ирак применяет резолюции Совбеза ООН, связанные с целевыми финансовыми санкциями, с ограничениями, из-за недостатков в процедурах своевременного распространения санкционных списков среди заинтересованных сторон. Тем не менее, Ирак внес предложения в соответствующий санкционный комитет о включении ряда лиц и организаций в списки, а также совместно с иностранными государствами включил несколько лиц и организаций в списки. Кроме того, на основании резолюции Совбеза ООН 1373 Ирак включил в национальный список множество лиц и организаций, соответствующих рисковому профилю страны, и заморозил их активы
Были предприняты значительные усилия, которые привели к заметному увеличению объема замороженных активов за последние пять лет, а также успешной конфискации активов и средств, связанных с преступлениями ФТ, что позволило лишить террористов доступа к финансам, активам и инструментам совершения преступлений. Это стало возможным благодаря применению временных мер, таких как арест счетов и замораживание подозрительных средств.
С другой стороны, Департамент по делам негосударственных организаций (НПО) не реализовывал сфокусированный и пропорциональный надзор, основанный на рисках, за НПО, уязвимыми к злоупотреблениям, связанным с ФТ, за исключением мероприятий, начатых в 2023 году.
Ирак слабо реализует резолюции Совбеза ООН, связанные с предотвращением финансирования распространения оружия массового уничтожения, из-за задержек в распространении санкционных списков и их обновлений среди государственных органов и частного сектора.
Необходимы фундаментальные улучшения в реализации требований целевых финансовых санкций для предотвращения распространения оружия массового уничтожения, в укреплении сотрудничества и координации между соответствующими органами для предотвращения обхода санкций, а также в разработке и внедрении политик и мероприятий, направленных на борьбу с этими преступлениями.
Существует явное несоответствие между финансовыми учреждениями с одной стороны и представителями подотчетных профессий и видов деятельности с другой в отношении понимания рисков ОД/ФТ, а также понимания и применения требований по борьбе с ОД/ФТ.
С одной стороны, финансовые учреждения, особенно банки, лучше понимают риски, которым они подвергаются, и связанные с этим требования по сравнению с представителями подотчетных профессий и видов деятельности. Тем не менее, существуют явные недостатки в практическом применении обязательств ОД/ФТ всеми финансовыми учреждениями, включая банки и обменные компании, занимающиеся международными переводами, особенно в части мониторинга транзакций и сообщения о подозрительных операциях. С другой стороны, сектор представителей подотчетных профессий и видов деятельности значительно отстает в понимании рисков ОД/ФТ, которым он подвергается, и связанных с этим требований.
Контрольные процедуры, связанные с лицензированием и регистрацией, применяемые Центральным банком Ирака, предотвращают возможность преступников контролировать финансовые учреждения, находящиеся под его надзором.
Однако процедуры, применяемые другими регулирующими органами к компаниям, занимающимся ценными бумагами и страхованием, а также представителям подотчетных профессий и видов деятельности, требуют развития в нескольких областях для обеспечения эффективного применения и реализации тестов на соответствие требованиям, особенно в отношении бенефициарных владельцев с контролирующим интересом, как до, так и после предоставления лицензии, чтобы предотвратить возможность преступников или их сообщников владеть значительным или контролирующим интересом в секторе ценных бумаг и страхования, а также быть профессионально аккредитованными или занимать, или быть бенефициарными владельцами значительного или контролирующего интереса, или занимать управленческую должность в секторе представителей подотчетных профессий и видов деятельности.
В отличие от других регулирующих органов, ЦБ Ирака принял несколько мер для усиления риск-ориентированного подхода к надзору за финансовыми учреждениями, находящимися под его контролем, за исключением компаний по электронным платежам, в то время как меры, применяемые другими органами надзора, остаются скромными и считаются недостаточными.
Санкции, применяемые ЦБ, включают предупреждения, финансовые штрафы и административные санкции, которые в большинстве случаев достигают элементов устрашения и пропорциональности, в то время как санкции, применяемые Финансовым регулирующим органом, не считаются эффективными, пропорциональными или устрашающими, и не применяются санкции к страховым компаниям и представителям подотчетных профессий и видов деятельности.
Иракские власти приняли несколько мер для предотвращения злоупотреблений юридическими лицами с целью ОД/ФТ, однако отсутствие механизма в Центральном реестре данных для проверки точности информации о бенефициарных владельцах, предоставляемой юридическими лицами, снижает эффективность этих мер. Ирак применяет три механизма для обеспечения доступности и доступности информации о бенефициарных владельцах, получаемой от заинтересованных сторон, но такая информация была доступна только до 2022 года через финансовые учреждения и представителей подотчетных профессий и видов деятельности.
Однако качество и точность информации зависят от источника данных и от эффективности реализации, что считается хорошим среди банков, в отличие от других субъектов. Санкции, применяемые к юридическим лицам различных типов, ограничиваются некоторыми незначительными финансовыми штрафами и не достигают элементов устрашения и пропорциональности.
Ирак использует как формальное, так и неформальное международное сотрудничество в борьбе с отмыванием денег, предшествующими преступлениями и финансированием терроризма. Что касается формального сотрудничества, в основном международного сотрудничества по предоставлению взаимной правовой помощи, Ирак обладает разумными механизмами обмена информацией и сотрудничества с другими странами, однако это сотрудничество не полностью соответствует рисковому профилю Ирака, поскольку наблюдается неравномерный акцент на борьбу с коррупцией и другими связанными преступлениями.
С другой стороны, неформальное сотрудничество, в котором участвует Ирак, более активно, чем формальное. Оно привело к хорошим результатам, включая изъятие доходов от коррупции в некоторых странах, а также преследование нескольких лиц в Ираке и за рубежом, хотя не было доказано, что обмен информацией о делах по ОД/ФТ, не связанным с ИГИЛ, происходит в достаточной степени с иностранными партнерами.
Полный текст доклада опубликован на сайте группы.
FATF — это созданный в 1989 году межправительственный орган, который разрабатывает стандарты и содействует эффективному применению мер по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения.
Стандарты FATF включают в себя рекомендации, а также пояснительные записки к ним и определения. Предусмотренные этими стандартами меры обязательны для всех членов организации. То, насколько соответствующие меры реализованы на практике, проверяется через систему взаимных оценок.