Ключевые недостатки регулирования ПДЛ в России по версии FATF
Россию в рамках 4 раунда взаимной оценки национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в марте посетили оценщики FATF. Позже был опубликован отчет, в рамках которого группа также обратила внимание на регулирование ПДЛ.
НЕДОСТАТКИ
В опубликованном на сайте FATF отчете его авторы выделяют следующие недостатки, касающиеся регулирования отношений с ПДЛ.
- При рассмотрении вопроса о том, подпадает ли иностранный клиент под признаки ПДЛ, необходимо руководствоваться рекомендацией FATF. Однако этого недостаточно для того, чтобы создать эффективную национальную меру по выявлению ПДЛ.
- Отсутствие практики получения одобрения у руководства организаций о сотрудничестве с клиентом, если он оказался ПДЛ.
- Требования к иностранным ПДЛ не применяются к сделкам ниже определенного уровня.
- ПДЛ выявляются только исходя из того, как они были назначены (избраны) на конкретную должность, при этом игнорируются их полномочия и функции. Это существенно ограничивает отчитывающихся субъектов в проведении собственных оценок.
- Дополнительные меры должной осмотрительности (Enhanced due diligence, EDD) не применяются к окружению ПДЛ.
- Финразведка не оценивает владельцев полисов страхования жизни на предмет их подпадания под признаки ПДЛ. Также у финразведки нет обязанности информировать свое руководство о фактах выплат премий в рамках действия страхового полиса.
СПРАВКА
В июне 2013 года группа выпустила руководство по взаимодействию с публичными должностными лицами (ПДЛ), в котором отметило их особый статус из-за значимых публичных функций, которыми они наделены. Тогда FATF отмечала, что ПДЛ могут использовать свое положение для отмывания денег, совершения преступлений коррупционной направленности, а также для финансирования терроризма.
Согласно данному документу, финансовые учреждения должны быть обязаны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент или бенефициарный собственник ПДЛ своей страны или лицом, которому вверены или были вверены важные функции международной организацией.
Дополнительные требования об идентификации ПДЛ устанавливает российский закон о противодействии отмыванию преступных доходов (1). Статья 7.3 этого закона предписывает организациям (субъекты № 115-ФЗ, статья 5), проводящим операции с денежными средствами и другим имуществом:
- выявлять ПДЛ среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание;
- принимать на обслуживание иностранных ПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации;
- определять источники происхождения денежных средств или другого имущества иностранных ПДЛ;
- регулярно обновлять информацию о находящихся на обслуживании иностранных ПДЛ;
- уделять внимание операциям с денежными средствами или другим имуществом, проводимыми иностранными ПДЛ, их супругами, другими близкими родственниками или от имени этих лиц.
В декабре 2017 года Росфинмониторинг опубликовал методические рекомендации по выявлению ПДЛ (2). В них ведомство определило понятия всех трех категорий ПДЛ, а также привело примеры должностей, которые они могут занимать.
Также в своих рекомендациях о бенефициарах клиентов (3) и выявлении ПДЛ (2) Росфинмониторинг рекомендует, помимо прочего, использовать открытые источники информации, к которым в том числе отнесен информационный сервис X-Compliance.
X-Compliance предоставляет актуальные списки международных, иностранных и российских ПДЛ, которые формируются и актуализируются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендациями ЦБ, Росфинмониторинга и документами, изданными международными организациями. Пользователи ресурса могут проверить основные сведения о ПДЛ: поле, дате рождения, полном имени, месте работы.
Узнать о других возможностях X-Compliance, заказать презентацию и оформить доступ можно по ссылке: https://x-compliance.ru/features.
(1) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(2) Информационное письмо Росфинмониторинга от 12 декабря 2017 года № 53 "О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами"
(3) Информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов"