Комментарий FATF об исполнении Россией рекомендации 12 о ПДЛ
Россию в рамках 4 раунда взаимной оценки национальной системы противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) в марте посетили оценщики Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
Позже был опубликован отчет, в рамках которого группа оценила исполнение Россией рекомендации 12 о публичных должностных лиц (ПДЛ).
Группа напомнила, что в предыдущем раунде взаимных оценок Россия была признана частично соответствующей рекомендации 12. Основные недостатки были связаны с плохим выявлением ПДЛ, на которых были возложены государственные функции.
Помимо этого, в различных организациях отсутствовала практика получения одобрения у руководства о сотрудничестве с клиентом, если он оказался ПДЛ. Также FATF указывала на отсутствие ясности в установлении источников богатства и практики дополнительных мер должной осмотрительности (enhanced due diligence, EDD).
Критерий 1. При рассмотрении вопроса о том, подпадает ли иностранный клиент под признаки ПДЛ, необходимо руководствоваться рекомендацией FATF. Однако это недостаточно для того, чтобы создать эффективную национальную меру по выявлению ПДЛ.
В отношении иностранных ПДЛ финразведка должна принимать дополнительные меры, помимо надлежащей проверки клиентов (customer due diligence, CDD). В частности, органы финразведки обязаны предпринять следующее.
- Внедрить системы управления рисками и их снижения, принимая все возможные меры, независимо от того, является ли клиент организации иностранным ПДЛ. Финразведка также должна определять, является ли иностранный ПДЛ бенефициаром клиента организации.
- Получать одобрения руководства до установления деловых отношений с иностранными ПДЛ, за исключением тех, с которыми они уже установлены.
- Принимать разумные и все возможные меры для выявления источников средств и других активов иностранных ПДЛ.
- Уделять особое внимание сделкам, проводимым с участием иностранных ПДЛ. Также финразведка должна регулярно обновлять имеющуюся у нее информацию об источниках средств и других активов иностранного ПДЛ.
Данные требования не исполняются кредитными организациями в России, если у них нет подозрений в отмывании доходов (ОД) и финансировании терроризма (ФТ), при осуществлении операции до 40 тысяч рублей или эквивалента в иностранной валюте; а также при проведении операций на сумму до 15 тысяч рублей без открытия банковского счета.
Критерий 2. Финразведка также должна принять разумные меры для выявления российских и международных ПДЛ среди новых или действующих клиентов организаций. Однако в отличие от иностранных ПДЛ, российские оцениваются без опоры на рекомендации FATF.
Так, ПДЛ признаются члены совета директоров Банка России, назначаемые на должность президентом РФ лица на государственной гражданской службе, а также руководители государственных корпораций.
Другие чиновники, не назначаемые президентом, также могут замещать какую-либо должность в исполнительной или законодательной власти. В соответствии с требованиями FATF ПДЛ должны признаваться высокопоставленные лица и выполняющие определенные функции, вне зависимости от способа их назначения.
Критерий 3. Дополнительные меры должной осмотрительности в РФ распространяются только на членов семей ПДЛ, а также на совершаемые ими сделки. Однако в ближайшее окружение ПДЛ могут входить не только члены его семьи.
Критерий 4. Надлежащая проверка клиентов и их представителей должна быть применима и к выявлению бенефициаров при установлении деловых отношений. Финраведка обязана провести усиленный контроль клиента вне зависимости от того, является ли бенефициар ПДЛ, рассмотреть вероятность совершения подозрительный сделок, составить доклад о выявленных рисках.
Если финансовая разведка не может определить конечного выгодоприобретателя от сделок с клиентом до начала его обслуживания, этот процесс необходимо закончить в течение 7 рабочих дней со дня совершения первой операции.
Однако в российской правовой системе не существует положения, обязывающего финразведку проверять бенефициаров на признаки ПДЛ. Также отсутствуют требования к финразведке, которые обязывали бы ее информировать руководство об уже продолжающемся сотрудничестве с ПДЛ.
ВЫВОДЫ FATF
Россия в своем законодательстве сделала прямую ссылку на рекомендацию FATF для оценки вероятности того, может ли человек быть признан иностранным ПДЛ. Когда речь идет о российских ПДЛ, власти руководствуются специальным списком, регулярно обновляемым указом президента РФ (1).
Данный подход, по мнению FATF, является достаточно формальным, он не обеспечивает достаточной гибкости отчитывающихся субъектов при проведении собственных оценок на предмет соответствия критериям ПДЛ.
Помимо этого, согласно сложившейся практике, дополнительные меры должной осмотрительности не применяются ближайшее окружение ПДЛ.
Также финразведка не обязана выявлять бенефициаров в рамках действия полиса страхования жизни.
FATF подтвердила свою оценку частичного соответствия РФ рекомендации 12.
СПРАВКА
В июне 2013 года группа выпустила руководство по взаимодействию с публичными должностными лицами (ПДЛ), в котором отметило их особый статус из-за значимых публичных функций, которыми они наделены. Тогда FATF отмечала, что ПДЛ могут использовать свое положение для отмывания денег, совершения преступлений коррупционной направленности, а также для финансирования терроризма.
Согласно данному документу, финансовые учреждения должны быть обязаны принимать разумные меры, позволяющие определить, является ли клиент или бенефициарный собственник ПДЛ своей страны или лицом, которому вверены или были вверены важные функции международной организацией.
Дополнительные требования об идентификации ПДЛ устанавливает российский закон о противодействии отмыванию преступных доходов (2). Статья 7.3 этого закона предписывает организациям (субъекты № 115-ФЗ, статья 5), проводящим операции с денежными средствами и другим имуществом:
- выявлять ПДЛ среди физических лиц, находящихся на обслуживании или принимаемых на обслуживание;
- принимать на обслуживание иностранных ПДЛ только на основании письменного решения руководителя организации;
- определять источники происхождения денежных средств или другого имущества иностранных ПДЛ;
- регулярно обновлять информацию о находящихся на обслуживании иностранных ПДЛ;
- уделять внимание операциям с денежными средствами или другим имуществом, проводимыми иностранными ПДЛ, их супругами, другими близкими родственниками или от имени этих лиц.
В декабре 2017 года Росфинмониторинг опубликовал методические рекомендации по выявлению ПДЛ (3). В них ведомство определило понятия всех трех категорий ПДЛ, а также привело примеры должностей, которые они могут занимать.
Также в своих рекомендациях о бенефициарах клиентов (4) и выявлении ПДЛ (3) Росфинмониторинг рекомендует, помимо прочего, использовать открытые источники информации, к которым в том числе отнесен информационный сервис X-Compliance.
X-Compliance предоставляет актуальные списки международных, иностранных и российских ПДЛ, которые формируются и актуализируются в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, рекомендациями ЦБ, Росфинмониторинга и документами, изданными международными организациями. Пользователи ресурса могут проверить основные сведения о ПДЛ: поле, дате рождения, полном имени, месте работы.
Узнать о других возможностях X-Compliance, заказать презентацию и оформить доступ можно по ссылке: https://x-compliance.ru/features.
(1) Указ Президента РФ от 11.01.1995 N 32 (ред. от 15.05.2018) "О государственных должностях Российской Федерации"
(2) Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 N 115-ФЗ
(3) Информационное письмо Росфинмониторинга от 12 декабря 2017 года № 53 "О Методических рекомендациях по выявлению иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также российских публичных должностных лиц при идентификации клиентов, принятию их на обслуживание и управлению рисками при работе с указанными лицами"
(4) Информационное письмо Росфинмониторинга от 04.12.2018 N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов"