Банки начали бороться с навязыванием дилерами допуслуг в автокредитовании
Крупные банки начали активную борьбу с навязыванием потребителям дополнительных услуг в автосалонах при покупке машин и оформлении кредитов, пишет РБК. Участники рынка пошли на это по рекомендации Банка России.
Ранее ЦБ рекомендовал кредиторам воздержаться от использования недобросовестных практик, которые применяют банки и автосалоны, навязывая клиенту дополнительные платные услуги по завышенной стоимости. Также глава Центробанка Эльвира Набиуллина сообщила, что выросло число жалоб от тех, кто оформлял кредиты на машины, и отметила, что дополнительные услуги предоставляют не банки, а автосалоны, которые не поднадзорны Банку России. Она сказала, что банки могли бы контролировать своих контрагентов.
Представитель ЦБ сообщил изданию, что регулятор запланировал работу над стандартом автокредитования на 2025 год. "Одним из основных условий будет качественное информирование потребителей о дополнительных услугах к автокредиту", — рассказал он.
Исполнительный директор дивизиона "Авто" "Сбера" Александр
Ленивкин поделился, что в сентябре банки, крупные дилеры и партнеры провели
встречу. "Наша позиция — все продукты должны иметь клиентскую ценность, быть
абсолютно прозрачны для потребителя, плюс клиент должен знать, куда ему
обратиться, чтобы отказаться от услуги", — сказал он.
Представитель ВТБ сообщил, что банк ужесточил "систему
контроля продаж дополнительных продуктов и услуг непосредственно их
поставщиками, а не дилерами". "В новой схеме исключены юридически сложные
конструкции договоров, которые могут повлиять на использование сервисов
клиентами или усложнить им возврат полной стоимости услуги в период
"охлаждения" (когда клиент имеет право расторгнуть договор). Кроме того, из
продаж исключены продукты и услуги, которые не содержат ценностного наполнения
для конечного потребителя", — пояснил он.
В информационных письмах банки сообщают дилерам, что впредь не будут выдавать автокредиты по заявкам, если в заем включена стоимость допуслуг, которые де-факто являются невозвратными, пояснил вице-президент ассоциации РОАД Алексей Григорьев. По его словам, некоторые игроки также ввели ограничения по максимальной сумме добавляемых допуслуг дилера или ограничили процентное соотношение суммы кредита к "вмененным продуктам" от дилера. Кроме того, банки запрашивают у компаний список "поставщиков услуг для их проверки и согласования", добавил Григорьев.