Россия стала третьей в мире по числу мишеней для санкций США при Байдене
В 2021 году администрация президента США Джозефа Байдена ввела больше всего санкций (по числу внесенных в санкционный список субъектов и объектов) против Китая, Белоруссии и России, сообщил РБК.
Причем Россия по числу новых мишеней (95), добавленных в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals), уступила Белоруссии (96), следует из анализа, проведенного экспертами Центра новой американской безопасности (CNAS) в Вашингтоне. На первом месте — Китай со 100 новыми мишенями в списках.
Всего в прошлом году США внесли в список SDN 765 объектов, на долю Китая, Белоруссии и России пришлось по 12–13% таких решений. Для сравнения, в 2020 году администрация занимавшего тогда президентский пост Дональда Трампа наложила санкции на 777 физических лиц, компаний и организаций, объектов собственности, а на первом месте по количеству таких действий был Иран (43%), на втором — Венесуэла (13%).
Внесение в список SDN означает замораживание активов лица в американской юрисдикции и запрет для американских граждан и компаний на ведение дел с подсанкционным лицом. Под такие санкции, как правило, попадают индивиды и компании, но могут и материальные объекты — морские суда, самолеты, вертолеты. Так, в 2021 году власти США включили в санкционный список в общей сложности 17 судов, связанных со строительством газопровода "Северный поток-2".
В некоторых санкционных программах статус SDN может быть еще жестче с точки зрения ограничений, когда к прямым ограничениям в юрисдикции США добавляется угроза вторичных санкций против лиц и компаний из третьих стран за сотрудничество с SDN. В санкциях против России это измерение появилось в 2017 году с принятием закона CAATSA. Оно преследует цель фактически глобальной изоляции лиц, находящихся под американскими санкциями.
Если говорить о данных за последнее десятилетие, то Россия по количеству американских санкционных решений уступает только Ирану, отмечали эксперты CNAS год назад. Впрочем, подобный анализ не учитывает разной значимости санкционных мишеней: блокирование, например, бизнеса таких миллиардеров, как Олег Дерипаска или Виктор Вексельберг, может создать гораздо больший эффект, чем санкции против десятков менее значимых объектов. С конца 2021 года США обсуждают жесткие санкции в отношении России (в частности, против крупнейших банков) на случай «военной эскалации» на украинском направлении.
Анализ CNAS неполон также потому, что не отражает секторальных санкций, подобных запрету для американских инвесторов на участие в первичных размещениях российских облигаций федерального займа (ОФЗ), введенному Байденом в апреле 2021 года. Не учитываются и такие изменения санкционной политики, как возобновление санкций против девяти белорусских госпредприятий в июне: формально они и так были в списке SDN, но власти США отменили лицензию, разрешавшую сделки с этими подсанкционными организациями.