Санкции не стали серьезным препятствием для экспорта нефти из России
Экспорт российской нефти в январе 2025 года снизился на 5,2% в условиях новых санкций США, ограничивающих деятельность танкерного флота, перевозящего сырье из России. Однако уже к середине февраля поставки достигли максимума с начала года благодаря восстановлению экспорта в Китай. В марте объемы поставок будут зависеть от загрузки нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и могут снизиться в случае завершения ремонтных работ на ряде предприятий, сообщает "Коммерсантъ".
Согласно данным отраслевой статистики, в январе объем экспорта российской нефти составил 24,4 млн тонн. При этом крупнейшие нефтяные компании страны показали разные результаты:
- "ЛУКОЙЛ" снизил экспорт на 27,9%, до 2 млн тонн.
- "Сургутнефтегаз" сократил поставки на 13%, также до 2 млн тонн.
- "Роснефть" сохранила уровень экспорта на отметке 6,6 млн тонн.
- "Газпром нефть" увеличила экспорт на 20%, до 1,7 млн тонн.
В "Транснефти" отмечают рост экспорта в направлении Европы: поставки в Венгрию увеличились на 9,9% (до 434 тыс. тонн), в Словакию — на 3,6% (до 420 тыс. тонн), в то время как экспорт в Чехию снизился на 3% (до 271 тыс. тонн). Транзитные поставки из Казахстана через Россию в Германию выросли в 2,6 раза (до 261 тыс. тонн), но общий экспорт из Казахстана сократился на 14%, до 5,7 млн тонн.
В феврале экспорт нефти из России значительно увеличился. По данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), к середине месяца суточные отгрузки из российских портов выросли на 66,2%, до 487 тыс. тонн. Важными факторами стали улучшение погодных условий и восстановление поставок в Китай. В частности, экспорт из порта Козьмино увеличился в 1,5 раза, до 141 тыс. тонн в сутки, а отгрузки из балтийских портов выросли на 26,2%, до 183 тыс. тонн в сутки.
Аналитики ЦЦИ отмечают, что восстановление поставок в Китай стало реакцией на снижение импорта нефти в страну в январе. Ввиду ограничений поставок из Ирана и России морской импорт нефти в Китай упал до 8,7 млн баррелей в сутки — минимума за 2,4 года. Однако китайские компании нашли новые схемы для обхода санкций, включая использование дополнительных портов в Дунъине для разгрузки нефти марки ESPO.
Фрахтовые ставки стабилизировались: в середине февраля перевозки нефти из западных портов оставались на стабильном уровне, а стоимость транспортировки в Северный Китай снизилась на 3,6% на Балтике и на 8,8% в Новороссийске. В то же время ставки на перевозку из Козьмино выросли на 26,3%, что связано с увеличением экспорта после улучшения погодных условий.
В марте российские нефтяные компании могут сократить экспорт до 1,8–1,85 млн баррелей в сутки (по сравнению с 2 млн баррелей в сутки в феврале). Это будет связано с восстановлением переработки на нефтеперерабатывающих заводах, что может ограничить объем доступного для экспорта сырья.