Блокировки переводов участились после усиления антифрода в банках
Количество жалоб клиентов на блокировки денежных переводов выросло на 30% в первом квартале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщает "Коммерсантъ" со ссылкой на данные системного интегратора "Информзащита". Аналогичный рост наблюдался и во втором полугодии 2024 года — в абсолютных значениях речь идет о "десятках тысяч" жалоб.
Причина — вступившие в силу в июле 2024 года новые требования Центробанка к антифрод-системам, которые фактически перекладывают ответственность за мошеннические операции на банки. Теперь, если банк пропустит подозрительный перевод и не предпримет дополнительных мер предосторожности, он обязан возместить клиенту потери за свой счет.
В результате, как отмечают эксперты, многие банки начали заранее ограничивать переводы, даже если они ранее считались обычными. Под блокировки часто попадают переводы с неиспользуемых ранее устройств, на новые банковские карты (открытые менее 90 дней назад), а также любые операции, не соответствующие привычному поведению клиента.
Порог подозрительности также снижен: если раньше под контроль попадали операции от 30–50 тыс. рублей, то теперь достаточно суммы от 10–15 тыс. рублей. Дополнительно банки приостанавливают операции сроком до двух суток, если счет получателя есть в базе мошеннических счетов ЦБ или операция подпадает под расширенные признаки мошенничества.
Жалобы клиентов активно публикуются на "Банки.ру". Один из пользователей отмечает, что "блокируют каждый второй перевод, причем не важно, перевод себе же на счет в другой банк или другому физлицу". В ряде случаев ограничения доходят до полного блокирования всех счетов и личного кабинета клиента.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина 3 апреля заявила, что "двухдневный период охлаждения" уже помог уберечь сотни тысяч людей от мошенников. Однако эксперты отмечают, что новые меры увеличивают нагрузку на клиентов и банки. По словам советника юрфирмы "Легикон-право" Алексея Некрасова, ужесточение антифрод-политики ведет к росту издержек и усложнению процедур.
Независимый эксперт Алексей Войлуков считает, что усиление защиты может привести к потере лояльности со стороны клиентов. Управляющий партнёр VersaLegal Вероника Сальникова призывает клиентов быть внимательными, не совершать операций на незнакомые реквизиты и не доверять звонкам от неизвестных лиц.