Россиянам стали чаще блокировать карты и доступ к онлайн-банкингу из-за проверок на предмет мошенничества
Россияне начали сталкиваться с блокировкой доступа к онлайн-банкингу и платежным картам из-за поправок в ФЗ-161, которые предполагают более жесткую проверку переводов на предмет мошенничества, пишет "Российская газета". Уже есть первые обращения в кредитные организации, обсуждается тема на форумах и финансовых маркетплейсах.
С 25 июля стали действовать более жесткие правила контроля за переводами физлиц, принятые в целях уберечь их от мошенничества, поэтому банки обязаны проверять наличие признаков перевода без добровольного согласия клиента, например, под влиянием обмана, пояснила доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г. В. Плеханова Татьяна Белянчикова.
По ее словам, кредитные организации пытаются перестраховаться, поскольку с введением нового закона должны возместить клиенту средства, переведенные им без добровольного согласия. Соответственно, если данные получателя или клиента есть в реестре, риск для банка возрастает, как и повод для блокировки.
У Банка России есть "черный список" — база данных
о случаях и попытках денежных переводов без добровольного согласия клиента или
с согласия под влиянием обмана, о счетах, связанных с мошенничеством. Данные передают
регулятору банки, МВД и другие участники информационного обмена. Реквизиты
получателя денег по операциям без согласия клиента попадают в базу регулятора в
результате дополнительной проверки.
Банк вправе приостановить платеж, если найдет в реестре
данные своего клиента, ограничить ему доступ к онлайн-банкингу, платежным
картам. Блокировка может длиться от несколько дней до нескольких недель, в
целом же на рассмотрение обращения регулятору дается 15 рабочих дней, именно ЦБ
принимает решение об исключении из списка.
Некоторые банки и пользователи сообщили, что отправляли
запрос на снятие ограничений, но получили отказ. Решение можно обжаловать в
суде.