Главный финуполномоченный выступает за введение требования о записи беседы банками при продаже небанковских услуг
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин считает разумным введение в РФ обязательства для кредитных организаций вести и хранить записи бесед с клиентами при продаже небанковских продуктов. Такое предложение он сделал, выступая на международной конференции "История успеха: 20 лет российской системе страхования вкладов" в среду.
По его мнению, подобная мера позволила бы противодействовать практике мисселинга, обеспечив доказательную базу в спорах о неправомерном навязывании дополнительных услуг.
Воронин считает, что запись взаимодействия с потребителями финуслуг поможет дополнить инструментарий и "доказательную базу", которую финуполномоченные могут использовать при рассмотрении досудебных споров финорганизаций с потребителями. Наличие такой записи поможет не только Службе финансового уполномоченного "но и регулятору, и судебным инстанциям в равной степени, потому что они в таком же положении, рассматривая в рамках своей компетенции жалобы потребителей", подчеркнул он в ходе выступления.
"Когда речь идет о рассмотрении споров , мы очень ограничены инструментами доказывания из-за того, что не существует в законодательном поле обязанности для кредитных организаций вести хотя бы аудиозапись приема клиента. Иным способом, как исследовав этот материал, доказать факты, когда потребитель утверждает, что его ввели в заблуждение или навязали ему продукт, абсолютно невозможно", — констатировал Воронин. Его слова приводит "Интерфакс".
Сложность выявления подобных практик, нередко в том, что "по форме там все правильно, а по существу безобразие". "Искусство формирования договоров достигло изощренных форм - когда информирование идет через всякие отсылки, оговорки, потребитель действительно не в состоянии понять, на что он подписывается", — развил тему Воронин.
Обосновывая свое предложение, он отметил:" Практика Службы общения с банками показывает следующее. Когда кредитным организациям выгодно ссылаться на запись, то, оказывается, что запись эта ведется, они ее присылают на рассмотрение в Службу финансового уполномоченного. А когда невыгодно — они ссылаются на то, что у них нет такой обязанности, этого не делают. Так вот, логично просто узаконить ту практику, которая уже есть, сделать ее универсальным способом доказывания права, что, конечно, в разы повысило бы защищенность потребителей финансовых услуг".
В качестве примера Воронин привел месселинг, связанный с продажей договоров инвестиционного страхования жизни, когда "продукт подается потребителю как особо выгодная альтернатива банковскому вкладу". Но при этом при продаже банком "скромно умалчивается, что система защиты Агентства по страхованию вкладов, в отличие от того же банковского вклада, на такие программы не распространяется".
"Полагаем, что риски подобного рода практик усилятся в связи с введением долевого страхования жизни (ДСЖ), связанного с приобретением страховщиком за счет средств страхователя инвестиционных паев фондов. Аналогичные риски возникают уже сейчас в связи с новым договором долгосрочного пенсионного накопления", — допускает Воронин.
Как сообщалось, в этом году может быть принят закон о создании системы гарантий в сегменте страхования жизни (в настоящее время законопроект находится на рассмотрении Госдумы РФ, его появление инициировано Банком России).
Закон о долевом страховании жизни с инвестиционной составляющей был принят в 2023 году, заключение договоров по закону о ДСЖ начнется с января 2025 года.