Количество обращений к финуполномоченным в 2023г снизилось на 12,4% за счет снижения числа споров со страховщиками — Воронин
Общее количество обращений к финуполномоченным в 2023 году снизилось на 12,4% по сравнению с 2022 годом и превысило 134,2 тыс. (против 153,1 тыс. годом ранее), такие данные привел главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин в ходе пресс-конференции в понедельник, посвященной отчету службы за прошлый год.
С ее содержанием ознакомился "Интерфакс".
По его словам, общее снижение количества обращений было обеспечено в основном за счет сокращения числа споров потребителей со страховщиками.
Служба финансового уполномоченного в среднем получала 543 обращения в день в прошлом году (620 обращений в день в 2022 году), а средний размер требований составил 227 тыс. рублей, что на 5,5% больше, чем в 2022 году (215,8 тыс. рублей).
Лидерами среди регионов РФ по числу обращений к финуполномоченным в 2023 году стали Краснодарский край, Москва, республика Башкортостан, Московская область, республика Татарстан, Нижегородская область, Челябинская область, Новосибирская, Архангельская и Ростовская области.
Около 53% всех обращений в службу за прошлый год поступило в электронной форме и 47% в бумажной форме. Служба взаимодействует с 4699 организациями, ей за прошлый год поступали жалобы от потребителей на 471 организацию. При этом потребители жаловались в 85% случаев на страховые компании, в 38% случаев — на кредитные организации, в 28% — на негосударственные пенсионные фонды, в 15% — на микрофинансовые организации, в 5% — на потребительские кредитные кооперативы и 0,5% — на ломбарды, привел данные Воронин.
На обращения по спорам со страховщиками пришлось 117,6 тыс. обращений, снижение показателя составило 12,9%. Рассмотрено по существу 80,7 тыс. обращений. 90,7% обращений по спорам со страховщиками связаны с тематикой автострахования и 9,3% — с вопросами по иным видам страхования. Более 93 тыс. обращений потребителей за период было связано со спорами по ОСАГО.
При рассмотрении споров по существу по моторной тематике в 35% случаев требования заявителей были удовлетворены и в 65% случаев им было отказано в удовлетворении требований. В спорах по иным видам страхования в 20,3% случаев требования заявителей были удовлетворены, в 79,7% — было отказано в удовлетворении.
"Вторые по количеству обращений — кредитные организации. Здесь мы фиксируем крайне незначительный объем падения обращений за прошлый год (на уровне погрешности), количество составило 13,3 тыс.", — отметил Воронин. При этом 62,5% обращений связаны с тематикой потребительского кредитования.
"Здесь наибольшее количество споров приходилось на споры, связанные с требованиями заявителей о возврате платы за дополнительные услуги при предоставлении кредита, в результате оказания которых они стали застрахованными по договору личного страхования. Вот на эту тему поступило почти 3,7 тыс. обращений. По обращениям граждан к кредитным организациям нами вынесено в истекшем году 4,5 тыс. решений по существу споров, из них 36,9% об удовлетворении требований потребителей, здесь процент удовлетворенных обращений больше, чем по страховым организациям", — привел данные главный финуполномоченный.
На 20,2% за прошлый год снизилось количество обращений к финуполномоченным по спорам с микрофинансовыми организациями (1,77 тыс. обращений, из них 75,5% связаны со спорами по микрозаймам, по существу спора удовлетворено 25% обращений). "Наибольшее количество обращений по этому сектору рынка связано с микрозаймами, которые содержали требования о расторжении договора займа, оформленного без согласия потребителя, это признаки мошеннических действий. И вот по таким обращениям в отношении микрофинансовых организаций нами вынесено 100 решений по существу спора", — отметил Воронин.
На 66,3% снизилось количество обращений по группе потребительских кредитных кооперативов. Из 211 обращений по существу рассмотрены 42, в пользу потребителей вынесено 97,6% решений.
"Дальше идут негосударственные пенсионные фонды. В этом сегменте получено всего 192 обращения в прошлом году. По существу рассмотрено 38 обращений, удовлетворен 21,1% обращений потребителей. Здесь мы видим рост количества обращений по прошлому году на 73%. Наибольшее количество обращений связано не с негосударственным пенсионным обеспечением, а с обязательным пенсионным страхованием", — обратил внимание Воронин.
Он напомнил, что "в отчетном году финансовый уполномоченный был наделен новой компетенцией, связанной с рассмотрением такой категории споров, как незаконные переводы граждан из одного негосударственного пенсионного фонда в другой".
Доля обращений потребителей по спорам с ломбардами составила 0,5% в общем объеме, ни одно из них не дошло до рассмотрения по существу за прошлый год.
В качестве тренда прошлого года Воронин отметил увеличение доли "сложных обращений, под которыми мы понимаем обращение потребителей, содержащее пять и более заявляемых ими требований. Кроме того, увеличилось количество обращений, которые касаются вопросов, практика разрешения которых еще не устоялась в судах".
Заместитель председателя Банка России, председатель совета службы финансового уполномоченного Алексей Гузнов в ходе выступления отметил, что снижение числа обращений потребителей - позитивная тенденция. В то же время, когда "снижается количество обращений граждан, а также с учетом других факторов, стоит задача докалибровки, доуточнения вопроса о финансировании службы", сказал он.
"Мы создали в совете службы специальный комитет наряду с прочими. И в его задачу входит предварительное рассмотрение вопросов тарификации деятельности финансового уполномоченного, то есть размера тех взносов и методики сбора, которые вносят финансовые организации при рассмотрении обращений граждан", — сказал Гузнов.
"Мы поручили главному финуполномоченному и его аппарату провести консультации со всеми отраслями финансового рынка, которые взаимодействуют с финансовым уполномоченным в рамках требования закона, и выработать оптимальные формулы исчисления взносов. И вот заявляю, что в ближайшее время результаты этой работы будут представлены на обсуждение соответственно комитета и в последующем совета", — сказал Гузнов.
В состав совета службы финуполномоченного входят представители органов власти, Банка России, правительства, а также представители финансовой индустрии.