ЦБ РФ и Служба финуполномоченного до конца года проведут эксперимент по наделению службы полномочиями медиатора
Банк России и Служба финансового уполномоченного до конца 2023 года планируют провести эксперимент, где служба будет выполнять роль медиатора при решении споров между банками и потребителями, сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров ЦБ Михаил Мамута на конференции в пятницу в ходе XI Петербуржского международного юридического форума.
"Мы действительно полагаем, что наилучшим стратегическим решением в сфере медиации, независимого урегулирования задолженности могло бы быть наделение соответствующими полномочиями института финансового уполномоченного. Поэтому сейчас мы договорились до конца года провести совместный эксперимент, есть заинтересованные банки, кто готов с этим работать, посмотреть на эффективность модели, при необходимости что-то докрутить в стандарте, после чего зафиксировать соответствующее положение на уровне федерального закона", — отметил Мамута. Его слова приводит "Интерфакс".
Представитель ЦБ также добавил, что этот стандарт пока носит рекомендуемый характер. "Но мы думаем, что надо его отработать, я бы так сказал. Со временем он должен стать, скорее, обязательным, потому что проблема будет решаться только когда этим стандартом, его положением будет пользоваться большое количество кредиторов", — добавил Мамута.
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин также высказался по поводу возможности предоставления службе полномочий медиатора. "Мы рассматриваем претензии потребителя к финансовой организации. Но с точки зрения банковского и кредитного сектора, да и микрофинансового сектора огромное значение имеют те претензии, которые возникают у финансовой организации к потребителю, где он не защищен как слабая сторона в этих взаимоотношениях", — сообщил Воронин.
Он добавил, что в такой роли служба сможет предварительно рассматривать претензии финорганизации "для поиска и подталкивания сторон к взаимоприемлемому, нормальному, цивилизованному решению".
Воронин также отметил, что в ходе эксперимента рассмотрение дел будет связано прежде всего с кредитными организациями, "поскольку объем просроченной задолженности сегодня главный лейтмотив, который обсуждается".
В конце он добавил, что если разрешение споров можно сделать добровольно, цивилизованно, помогая потребителю, так как финуполномоченный в таких спорах, как правозащитник, прежде всего, на стороне слабого, защищая его интересы, тогда, по мнению Воронина, "не будет необходимости прибегать к услугам коллекторов".
"Просто поле деятельности будет крайне сужено, даже если они (коллекторы — ред.) останутся, и, наверное, нагрузка на службу судебных приставов тоже будет оптимизирована, потому что зачем создавать негосударственные структуры, которые нагружают государственные органы дополнительной работой. Вот цель нашего института — разгрузить государственные органы", — заключил Воронин.